Информация Минприроды России "По вопросу проведения подготовки и дрессировки собак охотничьих пород, а также использования их при осуществлении охоты"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ПО ВОПРОСУ

ПРОВЕДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК ОХОТНИЧЬИХ ПОРОД,

А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОХОТЫ

В связи с поступлением в Минприроды России большого количества обращений граждан по вопросу проведения подготовки и дрессировки собак охотничьих пород, а также использования их при осуществлении охоты сообщаем.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный федеральный закон не применяется к отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) осуществление охоты с использованием собак охотничьих пород является одним из способов охоты.

Предусмотренный пунктом 5 статьи 2 Закона об охоте принцип использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород, является одним из основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с положениями статьи 55.1 Закона об охоте подготовка и дрессировка собак охотничьих пород (собак, используемых при осуществлении охоты) в целях осуществления охоты допускаются только в охотничьих угодьях и только способами, не допускающими жестокого обращения с животными и причинения им физического вреда. В случае использования животных для подготовки и дрессировки собак охотничьих пород в условиях искусственного ограничения свободы движения таких животных, площади их самостоятельного передвижения либо их защитных функций используются ограждающие конструкции между собаками охотничьих пород и животными, не допускающие жестокого обращения с животными и причинения им физического вреда.

Данные нормы направлены на реализацию требований гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В развитие указанных положений Закона об охоте Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило приказ от 17.06.2020 N 363 "Об утверждении Порядка использования ограждающих конструкций между собаками охотничьих пород и животными, не допускающих жестокого обращения с животными и причинения им физического вреда".

Отсутствие возможности использования при осуществлении охоты собак, подготовленных в установленном порядке, создаст угрозу жизни и здоровью как собак, так и охотников.

Запрет на подготовку и дрессировку собак охотничьих пород повлечет риски нерационального бесхозяйственного использования охотничьих ресурсов при осуществлении охоты, связанные с добором раненых животных, представляющих серьезную опасность и угрозу для здоровья и жизни людей.

Кроме того, на значительной части территории Российской Федерации осуществление пушного промысла невозможно без использования собак охотничьих пород. Это крайне актуально для охотников Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, поскольку для многих из них, в том числе для большинства представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота является единственным источником получения средств к существованию.

Федеральным законом от 18.02.2020 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О животном мире" внесены изменения в Закон об охоте, которыми, в частности, установлены особенности осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (статья 14.1 Закона об охоте).

Приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2020 N 403 "Об установлении ограничений любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания", от 30.06.2020 N 404 "Об утверждении требований к земельному участку и (или) лесному участку, предназначенным для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания" и от 07.10.2020 N 778 "Об утверждении Порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе требований к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры" регламентируют осуществление любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, с учетом основополагающих принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе принципа использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными.

С 01.01.2021 вступают в силу Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 N 477.

Требования к охоте с собаками охотничьих пород установлены разделом VI указанных Правил охоты.

В связи с этим осуществление подготовки и дрессировки собак охотничьих пород, а также использование таких собак при осуществлении охоты допускается при условии неукоснительного соблюдения требований указанных нормативных правовых актов.

Отмечаем, что на основании части 1 статьи 40 Закона об охоте выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются задачами федерального государственного охотничьего надзора.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 33 Закона об охоте осуществление федерального государственного охотничьего надзора на территории субъектов Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, является полномочием Российской Федерации, переданным для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим при наличии информации о возможных нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий субъекта Российской Федерации заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.