Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Содержание и организация образовательного процесса

18. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гуманизма.

19. Содержание образования в учреждении начального профессионального образования должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

20. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования должен быть ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовки его выпускников.

21. Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием.

Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.

22. Учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения. Обучающиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

23. Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечивающих получение обучающимися профессионального образования по профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.

24. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других объектах.

Производственная практика, как правило, проводится на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях. Порядок организации практики определяется двусторонним договором.

Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачисленные на рабочие места и должности, включаются в списочный состав государственного предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписочной численности.

25. Обучающиеся учреждения начального профессионального образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования учреждения начального профессионального образования на одного обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек.

В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой наполняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответствующим органом управления образованием с привлечением других внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 8 - 10 человек.

При финансировании подготовки, обучения вторым профессиям, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов средствами заказчиков как в государственных, так и в негосударственных учреждениях начального профессионального образования комплектование учебных групп обучающимися численностью не ограничивается.

Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - 8 - 10 человек.

На теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин определяется местным органом управления образованием в рамках государственного стандарта начального профессионального образования.

26. Освоение профессиональных образовательных программ может осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа.

27. Для всех форм получения профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших начальное профессиональное образование.

28. Прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2007 N 196)

(см. текст в предыдущей редакции)

При приеме на обучение образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Порядок приема в учреждение начального профессионального образования в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.

29. Дисциплина в учреждении начального профессионального образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не допускаются методы физического и психологического насилия.

30. В учреждении начального профессионального образования обучение ведется на языке, который определяется учредителем или Уставом образовательного учреждения.

31. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), переподготовка и повышение квалификации в государственном учреждении начального профессионального образования осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям) согласно утвержденному Перечню профессий.

32. Учреждение начального профессионального образования может реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ, а также осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку к военной службе.

33. Учреждение начального профессионального образования может, в том числе в кооперации с другими образовательными учреждениями, предприятиями, организациями, фирмами, создавать учебно-производственные, учебно-торгово-производственные структуры, которые являются их подразделениями без права юридического лица, обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных программ. В процессе производственного обучения и во внеучебное время обучающиеся могут оказывать различные услуги населению, производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления.

34. С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные образовательные программы могут осваиваться как в профессиональном образовательном учреждении (с отрывом или без отрыва от производства), так и в форме самообразования или экстерната. Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, в части федеральной компетенции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

35. Учреждение начального профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию и реализующее профессиональные и общеобразовательные программы, выдает выпускникам (лицам, прошедшим курс обучения), прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и квалификации по профессии (специальности), а выпускникам, прошедшим аттестацию только по профессии (специальности), выдает документ об уровне квалификации, форма которого устанавливается федеральным органом управления образованием.

36. Неаккредитованное негосударственное учреждение начального профессионального образования выдает по завершении обучения лицам, прошедшим аттестацию, документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензией), заверенный печатью образовательного учреждения. Форма документа определяется самим образовательным учреждением.