Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ

ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ

С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

КонсультантПлюс: примечание.

О предельном размере расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках одного договора см. Справочную информацию.

1. Как часто одна организация может рассчитываться наличными деньгами с другой организацией в пределах сумм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами"?

Что значит один платеж до 2 млн. рублей - 1 счет, 1 накладная, чек?

Расчеты наличными деньгами осуществляются по мере возникновения потребности.

Вышеназванным Постановлением введены ограничения расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу. При этом под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно - материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме до 2 млн. рублей.

Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.

Юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения налично - денежного оборота следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

2. Правомерна ли выдача наличных денег на покупку ценных бумаг различным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным предпринимателям, которыми покупаются ценные бумаги как у юридических, так и у физических лиц. Какие документы должны при этом представляться в банк?

КонсультантПлюс: примечание.

Письмо Минфина РФ от 06.07.1992 N 53 утратило силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 25.02.1997 N 18.

В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 53 "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" стороны, заключающие сделку с ценными бумагами, должны прийти к соглашению условий их оплаты.

Согласно действующему законодательству предприятия самостоятельно распоряжаются денежными средствами, хранящимися на их счетах в учреждениях банков, в соответствии с целевым назначением этих расходов.

КонсультантПлюс: примечание.

О предельном размере расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках одного договора см. Справочную информацию.

Предприятие может получить в банке наличные деньги в необходимой ему сумме, однако, расходование их осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1258, которым введены ограничения налично - денежных расчетов между юридическими лицами, в том числе по покупке ценных бумаг.

Расчеты между юридическими и физическими лицами могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами по договоренности.

3. Как увязать Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", касающийся выдачи средств на неотложные нужды, с ограничением выдачи наличных денег до 2 млн. рублей?

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 определяет временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета.

КонсультантПлюс: примечание.

Письмо ЦБ РФ от 30.06.1994 N 98 утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 15.06.2001 N 978-У.

В соответствии с п. 2.6 письма Банка России от 30.06.94 N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" наличные деньги в счет неотложных нужд выдаются банками только неплатежеспособным предприятиям в размере, предусмотренном п. 1 "б" вышеуказанного письма.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 вводит ограничения расчетов наличными деньгами между всеми юридическими лицами.

КонсультантПлюс: примечание.

Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2003 N 840.

4. Распространяются ли на коммерческие банки предусмотренные Указом Президента от 23 мая 1994 г. N 1006 санкции за превышение лимита остатка операционных касс?

КонсультантПлюс: примечание.

Письмо ЦБ РФ от 06.07.1994 N 99 утратило силу в связи с изданием письма ЦБ РФ от 19.06.1997 N 472.

Не распространяются. В данном случае следует руководствоваться письмом Банка России от 06.07.94 N 99.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 5 фактически утратил силу в связи с внесением изменений в Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1006, в соответствии с которыми нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями влечет за собой административную ответственность.

Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2003 N 840.

5. Штраф в 2-кратном размере за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется от всей суммы произведенного платежа или только от суммы превышения, с обоих участников расчетов или только с покупателя?

Согласно Указу Президента N 1006 штраф берется в 2-кратном размере суммы произведенного платежа. При этом штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).

6. Существует ли несоответствие между пунктами 41 и 44 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части организации проверок бюджетных организаций?

"Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации" распространяется на все предприятия независимо от форм собственности и сферы деятельности, включая бюджетные организации. В связи с этим проверки бюджетных организаций могут осуществлять как банки, так и финансовые органы, следовательно, несоответствия между п. п. 41 и 44 нет.

7. По сообщению коммерческих банков, ряд предприятий, несмотря на неоднократные напоминания, не обращается в банк за установлением им лимита остатка кассы. Считать ли находящиеся в кассе деньги сверхлимитным остатком?

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и сферы деятельности. Предприятия, не имеющие его, должны ежедневно сдавать в банк всю денежную наличность. Следовательно, не сданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной.

КонсультантПлюс: примечание.

Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2003 N 840.

8. В пункте 8 Указа N 1006 предусматривается, что банки обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и выше.

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РСФСР от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" изложен в новой редакции. Статья 25 старой редакции Закона соответствует статье 26 новой редакции.

В тоже время в ст. 25 Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" сказано, что банки обязаны хранить тайну по вкладам граждан. Как это совместить?

Пункт 8.2 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" предусматривает обязанность налоговых органов обеспечивать сохранность и конфиденциальность указанной информации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, поэтому противоречия между ст. 25 вышеназванного Закона и п. 8 Указа Президента N 1006 нет.

9. Могут ли быть применены налоговыми органами штрафные санкции на основании проверки ими снятия остатков кассы за один день вместо 3-х месяцев?

В соответствии с порядком ведения кассовых операций банки осуществляют проверки кассовой дисциплины, но не снятие остатков кассы. Налоговыми органами штрафные санкции применяются на основании проверок, осуществляемых учреждениями банков за период не менее чем 3 месяца.

10. Что является основанием выдачи наличных денег для закупки сельхозпродукции у населения?

Закупка сельхозпродукции осуществляется в соответствии с уставной деятельностью предприятия или лицензией на осуществление данного вида деятельности.

Выдачи наличных денег из касс банков на закупку сельхозпродукции у населения осуществляются без ограничения.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с пунктом 3 статьи 845 ГК РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Целевое использование полученных предприятием денежных средств проверяется обслуживающим учреждением банка в последующем порядке при выходе на место по вопросам соблюдения предприятиями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Основанием для определения обоснованности расходования предприятиями денежных средств на указанные цели и их подтверждением могут служить смета затрат, устав, положение, решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы, договоры (контракты), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных для закупки сельхозпродукции наличных денег.

При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.

11. Может ли комбанк принять решение о расходовании на месте клиентом постоянной денежной выручки на выплату зарплаты или сельхоззаготовки (т.е. по п. 7 Порядка), если к счету клиента имеются постоянные претензии, в т.ч. платежи в бюджет?

Вся поступающая в кассу предприятия - недоимщика денежная выручка сдается в кредитную организацию и зачисляется на его расчетный (текущий) счет.

РКЦ и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям - недоимщикам расходовать поступающую в их кассу выручку. Ранее выданные разрешения на право расходования наличной денежной выручки у предприятий - недоимщиков должны быть аннулированы.

Для юридических лиц, не имеющих задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, сохраняется действующий порядок разрешения расходования денежной выручки в соответствии с пунктом 7 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 года.

(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Разъяснить пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в части: должен ли банк давать письменное разрешение на указанные в этом пункте выплаты или достаточно информированности банка, чтобы подобные выплаты имели законную силу?

Порядок согласования данного вопроса может быть предусмотрен в договорах на расчетно - кассовое обслуживание клиентов, а также в примерной форме документа на установление им лимита остатка кассы.

13. Какие меры ответственности применяются к предприятиям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, и расходование средств из выручки, не согласовывая с банком?

Согласно действующему законодательству меры ответственности за названные нарушения не предусмотрены. Однако коммерческим банкам следует проверять целевое использование полученных предприятиями в банках денежных средств, а также расходование средств из выручки и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.

14. Отменен. - Письмо ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Можно ли рекомендовать банку устанавливать для организации, торгующей в субботу и воскресенье, два лимита остатка кассы?

КонсультантПлюс: примечание.

Рекомендации ЦБ РФ от 30.09.1994 N 113 утратили силу в связи с изданием Положения от 05.01.1998 N 14-П, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997 N 47.

Лимит остатка кассы для предприятий, организаций, учреждений устанавливается один в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий в соответствии с п. 5 указаний Центрального банка Российской Федерации от 30.09.94 N 113.

КонсультантПлюс: примечание.

О предельном размере расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках одного договора см. Справочную информацию.

16. Будет ли являться нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1258, если сделка между юридическими лицами заключена на 10 млн. рублей, а расчеты ведутся наличными деньгами в течение 5 дней по 2 млн. рублей в день?

Если одно юридическое лицо ежедневно производит платеж в адрес другого юридического лица наличными деньгами при условии соблюдения установленного Правительством Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в сумме 2 млн. рублей, то нарушением это не является.

В то же время юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения налично - денежного оборота следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

17. Следует ли требовать разбивку получаемых по чекам наличных средств по целям расхода?

КонсультантПлюс: примечание.

Письмо Госбанка СССР от 11.04.1991 N 348 утратило силу в соответствии с письмом ЦБ РФ от 09.10.1996 N 337.

Направление использования денежных средств и их целевое назначение предприятие определяет по своему усмотрению. Клиенты на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм (письмо Госбанка СССР от 11.04.91 N 348, ч. II).

КонсультантПлюс: примечание.

Письмо ЦБ РФ от 30.06.1994 N 98 утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 15.06.2001 N 978-У.

18. Распространяется ли на счет N 717 "Средства юридических лиц, депонированные в банке для расчетов с применением пластиковых карт" порядок получения денежных средств на неотложные нужды (письмо ЦБ РФ N 98 от 30.06.94) и порядок работы с денежной наличностью (совместное письмо от 13.08.94 ГНС РФ N ВГ-4-13/94н, МФ РФ N 104 и ЦБ РФ N 104)?

На данный счет не может распространяться порядок получения денежных средств на неотложные нужды, изложенный в указаниях Центрального банка Российской Федерации N 98 от 30.06.94, поскольку ими предусматривается проведение таких операций по расчетному (текущему) счету.

Что касается порядка использования денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, то предприятиям и организациям следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами", согласно которому введены ограничения налично - денежных расчетов между юридическими лицами в сумме 2 миллионов рублей по одному платежу.

КонсультантПлюс: примечание.

Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2003 N 840.

19. Просим разъяснить порядок применения Указа Президента N 1006 (пункт 9, абзацы 1 и 2) в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством. (Раздел IV Инструкции N 35 от 29.06.95 с изменениями по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц").

(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция Госбанка СССР от 03.12.1986 N 6 утратила силу с 1 января 1998 года в связи с изданием Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П.

20. Утратила ли силу Инструкция N 6 от 03.12.86 "Об организации работы по денежному обращению учреждениями Государственного банка СССР"?

Распространяется ли данный нормативный документ на предприятия, имеющие торговую выручку и выручку от услуг?

Данный документ не утратил силу. Вместе с тем, по отдельным вопросам следует руководствоваться указаниями и рекомендациями Банка России, в частности - письмом Департамента регулирования денежного обращения от 01.06.93 N 14-151 "О некоторых вопросах работы по денежному обращению".

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 11 разъяснений ЦБ РФ от 17.02.1994 N 14-4/35 признан утратившим силу письмом ЦБ РФ от 28.01.1997 N 14-4/50.

Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 11.07.2001 N 95-ФЗ.

21. Остается ли в силе п. 11 разъяснений Центрального банка Российской Федерации от 17.02.94 N 14-4/35 по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части организаций, которые в силу специфики своей деятельности руководствуются Законом "Об общественных объединениях"?

Порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории Российской Федерации, включая общественные организации, а контроль за их деятельностью осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ (статья 38).

(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

(см. текст в предыдущей редакции)

Отдел методологии и организации

налично - денежного обращения

регионов России