<Письмо> МНС РФ от 12.08.2004 N 04-3-01/500@ "О налогообложении доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 12 августа 2004 г. N 04-3-01/500@

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ

ПО ОПЕРАЦИЯМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЦЕННЫХ БУМАГ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо и сообщает следующее.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (дохода) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Статьей 4 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", действовавшего до 01.01.2004, установлено, что физические лица, в том числе участники полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица.

С 01.01.2003 в соответствии с положениями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, предусмотренную главой 2 названного Федерального закона, вправе осуществлять только юридические лица.

Ранее в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции от 07.08.2001 N 121-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) профессиональными участниками рынка ценных бумаг могли быть также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие брокерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 39-ФЗ все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе осуществлять только на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии.

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензировалась тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.

Следовательно, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, у которых в свидетельстве о государственной регистрации был указан такой вид деятельности как операции с ценными бумагами, обязаны были получить лицензию.

Как следует из запроса, ЗАО, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, заключило договор брокерского обслуживания с физическим лицом - собственником ценных бумаг и на основании этого договора осуществляло по поручению этого клиента сделки с принадлежащими ему ценными бумагами. Следовательно, в данном случае физическое лицо, заключившее договор на брокерское обслуживание принадлежащих ему на праве собственности ценных бумаг с организацией - профессиональным участником рынка ценных бумаг, выступает именно в качестве физического лица - собственника этих ценных бумаг, а не профессионального участника рынка ценных бумаг. При этом наличие у него свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя никакого значения при совершении сделок с его ценными бумагами не имеет.

Таким образом, получение данным физическим лицом доходов от сделок с принадлежащими ему на праве собственности ценными бумагами, проводимых через организацию-посредника, не может классифицироваться как получение доходов от занятия предпринимательской деятельностью.

При этом физическое лицо лишь использует данное статьей 209 ГК РФ каждому собственнику имущества право свободно распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Кроме того, действовавший до января 2003 года Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденный Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 (с последующими изменениями и дополнениями), был предназначен для классификации, кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Установленные им виды деятельности по операциям с ценными бумагами были предусмотрены для таких предприятий и организаций, как универсальные (товарно-фондовые и др.) биржи, брокерские конторы и агентства, осуществляющие продажу товаров, ценных бумаг, валюты и сдачу в наем (в аренду, в прокат) без выраженной специализации.

Учитывая изложенное, организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, в случае заключения договора на оказание брокерских услуг клиенту - физическому лицу независимо от наличия у последнего свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, выступает по отношению к этому лицу налоговым агентом, на которого согласно статье 214.1 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов данного физического лица, полученных от операций с принадлежащими ему ценными бумагами.

Согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, выплаченных в налоговом периоде, и суммах начисленных и удержанных в указанном периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговом периодом.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг являлось неправомерным в силу ограничений, предусмотренных данной статьей.

Таким образом, требование по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами от проведенных организацией - профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с принадлежащими этим физическим лицам ценными бумагами, независимо от наличия у этих лиц свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, правомерно и соответствует нормам действующего налогового законодательства.

Действительный государственный

советник налоговой службы РФ

II ранга

С.Х.АМИНЕВ