Решение Верховного Суда РФ от 27.11.2006 N ГКПИ06-1488 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 Инструкции о выплате процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников таможенных органов и учреждений, подведомственных ГТК России, допущенных к государственной тайне, утвержденной Приказом ГТК РФ от 04.02.2004 N 155>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1488

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим пункта 5 Инструкции о выплате процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников таможенных органов и учреждений, подведомственных ГТК России, допущенных к государственной тайне, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 февраля 2004 года N 155,

установил:

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) от 4 февраля 2004 года N 155 утверждена прилагаемая к нему Инструкция о выплате процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников таможенных органов и учреждений, подведомственных ГТК России, допущенных к государственной тайне (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2004 года N 5578, опубликован в "Российской газете" 2 марта 2004 года, N 41.

Ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, согласно пункту 5 Инструкции не выплачивается должностным лицам и работникам, перечисленным в этом пункте, в том числе находящимся в распоряжении начальника таможенного органа.

Г., проходивший службу в таможенных органах Российской Федерации, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 5 Инструкции недействующим в части, предусматривающей прекращение выплаты надбавки должностным лицам и работникам, находящимся в распоряжении начальника таможенного органа. Свои требования заявитель мотивировал тем, что данная норма, на основании которой ему была прекращена выплата процентной надбавки за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, противоречит пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", предусматривающему сохранение денежного довольствия сотруднику, зачисленному в распоряжение начальника таможенного органа, и статье 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", включающей в состав денежного довольствия сотрудников процентные надбавки и иные дополнительные выплаты.

Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Федеральной таможенной службы Турбенева Г.Н., Михеев Ю.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р. заявленные требования не признали, указывая на то, что при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа он не осуществляет на постоянной основе работу со сведениями, составляющими государственную тайну, процентная надбавка за работу с такими сведениями не входит в состав денежного довольствия, в связи с чем основания для ее выплаты в данном случае отсутствуют.

Обсудив доводы заявителя и заинтересованных лиц, оценив оспариваемое нормативное положение на предмет его соответствия федеральному закону, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей заявленные требования необоснованными, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются определенные социальные гарантии, в их состав входят процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности, к которым они имеют доступ.

В силу статьи 23 этого Закона допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий.

Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа (далее - организационно-штатное мероприятие) он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.

Из анализа приведенных статей федеральных законов в их нормативном единстве следует, что в распоряжение начальника таможенного органа зачисляются сотрудники, уволенные в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с должности, по которой они были допущены к государственной тайне на постоянной основе. Расторжение трудового договора (контракта) в данном случае является основанием для прекращения допуска уволенных сотрудников к государственной тайне, что влечет за собой утрату ими права на социальные гарантии, связанные с допуском, в том числе на получение соответствующей процентной надбавки к заработной плате.

Пункт 5 статьи 18 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", на который Г. ссылается в обоснование своего заявления, предусматривает сохранение за сотрудником, зачисленным в распоряжение начальника таможенного органа, денежного довольствия, но не указанной ежемесячной процентной надбавки.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. В пункте 8 этой статьи, устанавливающем перечень дополнительных выплат, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не названа.

Из этого следует, что указанная процентная надбавка не относится к тем выплатам, которые включаются в денежное довольствие сотрудников, и не входит в его состав. В этой связи ссылка заявителя на статью 1 упомянутого Федерального закона является ошибочной.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (в редакции Постановления от 2 апреля 2002 года N 209) выплата установленных настоящим Постановлением ежемесячных процентных надбавок производится сверх установленных в соответствии с действующим законодательством других надбавок и доплат.

Таким образом, ежемесячная процентная надбавка имеет целевой характер, выплачивается сотруднику за работу на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, а не за работу в таможенном органе, в связи с которой он обеспечивается денежным довольствием, сохраняемым за ним при зачислении в распоряжение начальника таможенного органа.

При таком положении оспариваемая заявителем правовая норма, не предусматривающая выплату указанной процентной надбавки должностным лицам и работникам, уволенным с должности и зачисленным для последующего трудоустройства в распоряжение начальника таможенного органа, основана на федеральном законе и не противоречит ему или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

отказать в удовлетворении заявления Г. о признании частично недействующим пункта 5 Инструкции о выплате процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников таможенных органов и учреждений, подведомственных ГТК России, допущенных к государственной тайне, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 февраля 2004 года N 155.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ