Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 7. Рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов Российской Федерации

Приложение 7

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СЕЗОННОМУ ПРИМЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ

ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Испаряемость бензинов характеризуется двумя показателями - давлением насыщенных паров и фракционным составом.

С целью снижения потерь от испарения и уменьшения загрязнения окружающей среды низкокипящими углеводородами при транспортировке, хранении и применении автобензинов ужесточается норма на показатель "давление насыщенных паров", что требует ограничения в них легких фракций.

Испаряемость топлива влияет на выбросы автомобилей в условиях холодной и жаркой погоды. Низкая испаряемость в холодную погоду увеличивает продолжительность запуска двигателя, и, поскольку топливно-воздушная смесь экстремально обогащена, увеличиваются выбросы несгоревших углеводородов с отработанными газами.

При прогреве двигателя недостаточная испаряемость бензина приводит к увеличению времени прогрева, перерасходу топлива и увеличению количества выбросов несгоревших углеводородов и оксида углерода.

В жаркую погоду в результате интенсивного испарения бензина в топливном насосе и в трубопроводах основная проблема заключается в образовании паровых пробок, что нарушает и ограничивает равномерную подачу топлива в двигатель. Это приводит к ухудшению приемистости и перебоям в работе и в экстремальных случаях - к остановке двигателя. На автомобилях с карбюраторными двигателями высокая испаряемость может также привести к закипанию топлива в поплавковой камере, вследствие чего в цилиндры поступает очень богатая смесь и как результат увеличиваются выбросы оксида углерода и несгоревших углеводородов. Повышенная испаряемость загрязняет окружающую среду парами бензина, образует фотохимический смог и т.д.

Испаряемость можно регулировать и контролировать двумя способами:

- максимальной температурой, при которой устанавливается отношение пары - жидкость, равное 20;

- индексом испаряемости (индексом паровых пробок) - ИИ, который является функцией давления насыщенных паров и определяется количеством топлива, испарившегося до 70 град. C.

ИИ = 10 ДНП + 7 V70,

где ДНП - давление насыщенных паров, кПа;

V70 - количество топлива, испарившегося до 70 град. C, %.

Последний способ регулирования испаряемости используется в спецификации EN 228 - Европейском стандарте на автомобильные бензины.

Согласно этой спецификации все автомобильные бензины в европейских странах по испаряемости подразделяются на 8 классов. Применение бензинов того или иного класса определяется климатическими условиями каждой страны ЕС, а также особенностями эксплуатации автотранспорта.

Среднестатистические значения и изменения температуры в регионах нашей страны практически известны для всех сезонов года, поэтому имеется возможность обеспечения рынка бензинами, которые удовлетворяют сезонным требованиям.

В соответствии с международными техническими требованиями и учитывая фактические значения по испаряемости отечественных бензинов, в российских стандартах ГОСТ Р 51105-97 и в ГОСТ Р 51866-2002, который полностью соответствует EN-228, установлены нормы на показатели фракционного состава и давления насыщенных паров, соответствующие европейским классам испаряемости.

При этом, учитывая особенности климатических условий нашей страны, с целью обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и более рационального использования бензинов по предложению НИИАТ в новом ГОСТ Р 51866-2002 все бензины по испаряемости подразделяются на 10 классов, что соответствует их сезонному применению в различных климатических районах страны по регионам. При этом учтены среднемесячные и среднесуточные значения температур воздуха, изотермы января и июля, максимальные, минимальные и экстремальные значения температур за многолетний период по всем климатическим районам (согласно ГОСТ 16350-80), а также обобщен опыт эксплуатации автомобильного транспорта в этих районах. Для тех регионов, где осень и весна имеют достаточно длительный характер (более одного месяца), рекомендуется применение на переходный период бензинов с промежуточным классом испаряемости.

Для каждого класса испаряемости в ГОСТ Р 51866-2002 определены диапазон давления насыщенных паров и фракционный состав бензинов, предусмотрены процедуры определения объема испарившегося бензина при заданных температурах 70, 100 и 150 град. C. Установлена температура конца кипения бензина не выше 210 град. C.

Производство и, главное, применение автобензинов с различной испаряемостью в зависимости от климатических условий и сезонных требований позволяет снизить потери при транспортировке и хранении бензинов, повысить работоспособность и экономичность автомобильной техники, сократить количество вредных выбросов автомобильным транспортом при его эксплуатации.

В приведенной ниже таблице дано приложение к ГОСТ Р 51866-2002, разработанное НИИАТ, которое предназначается для рационального сезонного применения автобензинов по классам испаряемости для каждого региона Российской Федерации.

На основании этой разработки было составлено и приведено в Руководящем документе Р 3112194-0366-03 приложение 2 "Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов".