Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Пояснительная записка к "Положению об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К "ПОЛОЖЕНИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ

БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ - "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"

В настоящее время на территории Российской Федерации проживает 28,5 млн. человек в возрасте 16 - 29 лет, что составляет пятую часть всего населения России, или треть численности населения в трудоспособном возрасте, из них около 2,5 млн. - неработающая и неучащаяся молодежь.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.

Кроме того, сдерживает прием на работу необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных КЗоТом, в отношении подростков, перспектива увольнения молодых людей в связи с призывом в Вооруженные Силы, молодых женщин - в отпуска в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Из общей численности граждан, обратившихся в I полугодии 1994 года в службу занятости за содействием в трудоустройстве, 576,7 тысяч человек - молодежь в возрасте 16 - 29 лет, что превышает значение этого показателя, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в 1,6 раза. Наибольший приток молодежи в службу занятости наблюдается ежегодно в III квартале в период выпуска из учебных заведений различного типа. За 1993 год численность безработной молодежи, зарегистрированной в органах службы занятости, возросла на 39,3%, за этот же период общая численность безработных увеличилась на 44,6%. В настоящее время из общей численности безработных каждый третий - это безработный в возрасте до 30 лет.

Особенно быстро происходит увеличение численности безработной молодежи в сельской местности. За первое полугодие 1994 года она возросла более чем в 1,5 раза, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и составила 123,5 тысяч человек.

С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна как по возрасту, так и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и потребностей.

Около трети безработной молодежи, зарегистрированной в службе занятости, - это выпускники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Если на 01.01.92 численность безработных из числа выпускников учебных заведений составляла 4 тысячи человек, на начало 1993 года - 67 тысяч человек, то к 1 июля 1994 года - 119,2 тысячи человек, то есть за 2 года возросла в 30 раз.

Численность выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, получивших статус безработных, возросла за I полугодие текущего года в 1,9 раза, специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием - в 1,5 раза.

Женщины среди безработной молодежи составляют 37,3% в общей численности безработных женщин, мужчины - около 30%. В I полугодии текущего года удельный вес безработных женщин в общей численности безработных в возрасте 16 - 29 лет составил 67,3%. За этот период трудоустроено 109,8 тысяч человек, или 35,7% в общей численности трудоустроенных за этот период.

Изменения произошли в продолжительности безработицы среди молодежи в общей численности безработных. В I полугодии 1994 года почти каждый пятый безработный из числа молодежи имеет этот статус более 8 месяцев.

Если в 1992 году средний период безработицы среди молодежи в возрасте 16 - 29 лет составлял примерно 4 месяца, в 1993 году - 4,5 месяца, то за первое полугодие 1994 года составил 5,2 месяца.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в два раза увеличилась доля безработной молодежи с периодом безработицы более года и составила на 01.07.94 - 7%.

Показатель, характеризующий долговременную безработицу, имеет значительные региональные различия. На 01.07.94 в целом по России он составил 20,4%., в 20 территориях превысил это значение в 1,5 и более раза, например, в Ярославской области (30,8%), республиках Дагестан (48,0%), Северная Осетия (34,9%), Ингушетия (42,4%), Таймырском автономном округе (31,2%).

Анализ проблем формирования молодежного рынка труда, проведенный ИСЭП РАН, показал, что качественный состав целей и потребностей безработной молодежи имеет ряд особенностей. Так, в возрастной группе от 16 до 18 лет необходима переориентация как поведенческая, так и профессиональная.

Молодежь в возрасте 18 - 24 лет, как правило, имеет среднее образование и профессию если не гражданскую, то военную. Как показывает практика, перечень профессий, предоставляемых молодым людям в учебных заведениях, до 50% остается невостребованным на рынке труда.

Среди молодежи в возрасте старше 23 лет, впервые входящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники учебных заведений высшего профессионального образования. Это, как правило, молодежь, нацеленная на интеллектуальный труд, предъявляющая достаточно высокие требования к его характеру, организации и уровню оплаты.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в области занятости молодежи, ФСЗ России было принято решение о проведении эксперимента "Молодежная практика" в г. Санкт - Петербурге, Красноярском крае, Нижегородской, Ульяновской, Челябинской и Ивановской областях. Были подготовлены Приказы Федеральной службы занятости России от 23 декабря 1993 г. N 155, от 4 апреля 1994 г. N 43, от 19 мая 1994 г. N 69, от 12 августа 1994 г. N 115.

Цель "Молодежной практики" - создание временных ученических рабочих мест на предприятиях при оказании службой занятости на основании договоров финансовой помощи для приобретения молодежью профессиональных знаний, умений и навыков с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и предоставление возможности получения постоянного рабочего места на конкретном предприятии или на другом предприятии по завершении практики или досрочно.

Были определены следующие основные элементы эксперимента:

- организация на предприятиях временных рабочих мест по договорам, заключаемым с центрами занятости (сроком до 6 месяцев) и предусматривающим получение безработными профессиональных знаний и трудовых навыков по индивидуальному учебному плану;

- трудоустройство безработного на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики" на основании срочного трудового договора (контракта);

- финансирование работодателей в рамках "Молодежной практики" в форме частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Для прохождения "Молодежной практики" на предприятия, в учреждения и организации направлялись безработные граждане в возрасте от 14 до 26 лет, трудоустройство которых затруднено в связи с отсутствием для них подходящей работы.

Основными критериями при подборе предприятий для участия в эксперименте явились:

- экономическая стабильность предприятия в сегодняшних условиях, наличие перспективы развития;

- наличие в банке вакансий предприятия профессий, которые желали бы приобрести будущие участники эксперимента;

- согласие по окончании практики принять практикантов на постоянную работу;

- наличие условий для проведения теоретического и практического обучения.

В эксперименте приняли участие 402 предприятия различных форм собственности. В г. Санкт - Петербурге и Ульяновской области наибольшее число среди предприятий составляли акционерные общества (47% и 88,9% соответственно). Из 134 предприятий, принимавших участие в эксперименте в г. Санкт - Петербурге, общества с ограниченной ответственностью составили 21,6%, государственные предприятия - 11,2%, совместные предприятия - 8,2%, малые государственные, кооперативные, частные, арендные предприятия, совместные товарищества и инофирмы - 11,9%.

В остальных регионах наибольший удельный вес составляли предприятия государственной и муниципальной форм собственности.

В Нижегородской области на предприятия государственной и муниципальной форм собственности приходится 43,1%, общественные предприятия и организации - 2,7%, предприятия частной формы собственности - 19,2%, смешанной - 35%.

В Красноярском крае для проведения "Молодежной практики" центрами занятости было заключено 82 договора с 49 предприятиями, в том числе: государственной и муниципальной форм собственности - 44,9%, смешанной - 18,4% и частной - 36,7%.

В Челябинской области в эксперименте приняли участие 50 предприятий, из них: государственной и муниципальной формы собственности - 36%, общественных объединений и организаций - 60%, частной - 4%.

Как правило, на предприятиях создавались дополнительные рабочие места для практикантов. В г. Санкт - Петербурге было создано 465 дополнительных рабочих мест, в Нижегородской области - 247, в Красноярском крае - 553, в Челябинской области - 136.

По возрастным категориям распределение среди участников эксперимента следующее: 14 - 15 лет - 1,7%, 16 - 17 лет - 17,2%, наибольшее число среди участников составляет безработная молодежь в возрасте 18 - 24 лет (71,5%), на долю молодежи в возрасте 25 - 26 лет приходится 9,6%.

Среди принимавших участие в программе неполное среднее образование имеют 12%, начальное профессиональное - 35,4%, среднее профессиональное - 37%, высшее профессиональное - 15,6%.

За время эксперимента на предприятиях, где проводилась "Молодежная практика", трудоустроено 72,8% из общей численности трудоустроенных участников.

Наибольшее число трудоустроенных граждан составляют лица, имеющие начальное, среднее профессиональное образование (80%), высшее профессиональное (около 17%).

Молодежь, участвовавшая в эксперименте, обучалась более чем по 70 профессиям (специальностям), их спектр в регионах различен. Самые распространенные из них - бухгалтер, медсестра, швея, экономист, программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, продавец - кассир, страховой агент, экспедитор связи и др.

Учитывая мнение региональных органов службы занятости, принимавших участие в эксперименте "Молодежная практика", и многочисленные обращения других регионов о распространении на этих территориях условий эксперимента на 1995 год, а также полученные положительные результаты, ФСЗ России считает целесообразным перейти от эксперимента к внедрению программы "Молодежная практика" на территории Российской Федерации.

В связи с этим подготовлены приказ об утверждении "Положения об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика" и приложения к нему, регламентирующие порядок организации "Молодежной практики".

Для более успешной реализации программы до регионов Российской Федерации доведена минимальная численность участников. При обострении ситуации в области молодежной занятости количество участников может превышать численность, установленную ФСЗ России.

Для оценки эффективности реализации программы территориальные органы службы занятости будут представлять информацию за январь - июнь и январь - декабрь в структуре отчетов органов государственной службы занятости, включающую следующие показатели:

- показатели численности участников программы, их трудоустройства по окончании "Молодежной практики" или при досрочном ее завершении в разрезе половозрастной и образовательной структуры;

- финансовые показатели - средний размер субсидии, получаемой участниками "Молодежной практики" из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования и лиц, не завершивших образование по каким-либо причинам на момент обращения в центр занятости.