МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2006 г. N 1389-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрел письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.12.2005 N КА-09-27/13691, от 17.01.2006 N КА-09-27/349 о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться следующим.

Как неоднократно разъяснялось, статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 г.) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.

Таким образом, законодатель установил следующие существенные условия, наличие которых является обязательным для выплаты компенсации:

- выезд за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых проживает пенсионер,

- целенаправленный (а не любая желаемая поездка) выезд к месту отдыха и обратно.

В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19 февраля 1993 г. Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. приняло Постановление N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 1 апреля 2005 г.), которым устанавливается порядок, размер и условия выплаты компенсации.

В принятом Постановлении предусмотрено представление (наличие) документов, подтверждающих указанные выше факты, а именно:

1) проездных документов, являющихся подтверждением выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

2) документов (путевки, курсовки или иного документа), являющихся основаниями для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха (оздоровления).

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением от 1 апреля 2005 г. (далее - Правила), устанавливают перечень документов (пункты 7 и 9), подтверждающих факт пребывания в местах отдыха, а не выбранную форму отдыха.

При этом следует отметить, что предусмотренный Правилами перечень документов, подтверждающих пребывание пенсионера в местах отдыха, таких, как указано выше, не является исчерпывающим.

К рассмотрению могут быть приняты любые документы, подтверждающие факт отдыха пенсионера в местах, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха (независимо от того, кем - физическим или юридическим лицом - такие услуги предоставляются), а также документы, подтверждающие нахождение пенсионера в местах отдыха, организованного им самостоятельно.

Анализ поступивших в министерство документов, представленных пенсионерами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что к документам, подтверждающим период пребывания в иных местах, где пенсионеру были предоставлены услуги по организации отдыха, можно отнести:

- любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе), выданные, например, медико-социальными реабилитационными центрами (и другими видами центров реабилитации), медико-профилактическими центрами, геронтологическими центрами, клиниками, больницами, лечебницами, санаториями, пансионатами, лечебными, лечебно-профилактическими и лечебно-оздоровительными учреждениями;

- туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справка о стоимости туристической путевки;

- свидетельства о регистрации по месту пребывания;

- справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными учреждениями (сельскими администрациями, исполнительными комитетами сельских Советов либо другими органами местного самоуправления), и др.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан принять представленный пенсионером документ, оценить его с точки зрения содержащихся в нем сведений и их достаточности для доказывания юридического факта выезда к месту отдыха (оздоровления).

В том случае, если пенсионер не имеет возможности получить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, либо документ, подтверждающий его отдых, самостоятельно, ему необходимо разъяснить, что он вправе обратиться в судебный орган с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта нахождения в месте отдыха) в порядке особого производства.

Что касается разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (по гражданским делам), утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., по реализации Постановления от 1 апреля 2005 г., то следует отметить, что они не отличаются от позиции, изложенной выше. В разъяснении, в частности, указывается, что пенсионеры имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, то есть речь идет об организации отдыха, а не порядке его подтверждения.

Данный вопрос явился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 2 февраля 2006 г. N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, указал, что нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Одновременно сообщаем, что в тех случаях, когда судебные органы выносят решения о взыскании с территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации сумм компенсаций расходов пенсионеров по оплате проезда к месту отдыха и обратно без наличия у пенсионеров каких-либо документов, подтверждающих их пребывание в местах предоставления услуг по организации отдыха, то такие судебные решения следует обжаловать в установленном законом порядке.

С учетом изложенного необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

Директор Департамента

развития социального страхования

и государственного обеспечения

Ю.В.ВОРОНИН