<Письмо> ФНС РФ от 01.07.2005 N ММ-8-03/197 <О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 1 июля 2005 г. N ММ-8-03/197

Федеральная налоговая служба о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в связи со вступлением в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - Соглашение), сообщает следующее.

Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Соглашения.

Статьей 5 Соглашения установлено, что порядок взимания налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств государств Сторон.

Принимая во внимание, что указанный протокол до настоящего времени в силу не вступил, налогообложение налогом на добавленную стоимость работ (услуг) производится исходя из места реализации работ (услуг), определяемого в соответствии с положениями статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Таким образом, с учетом положений статьи 148 Кодекса, при выполнении белорусским налогоплательщиком работ (услуг) по переработке сырья на давальческих началах местом реализации данных работ (услуг) не признается территория Российской Федерации. Следовательно, налог на добавленную стоимость в российский бюджет не перечисляется.

Из положений статьи 1 и 3 Соглашения следует, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь налог на добавленную стоимость взимается в Российской Федерации, за исключением товаров:

- ввозимых для переработки с последующим вывозом продуктов переработки;

- перемещаемых транзитом;

- не подлежащих налогообложению при ввозе на территорию государства в соответствии с законодательством данного государства.

Таким образом, ввоз продуктов переработки на территорию Российской Федерации подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с указанными нормами Соглашения.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь определен пунктом 2 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения (далее - Положение), в соответствии с которым налоговая база в отношении продуктов переработки, ввезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, определяется как стоимость работ (услуг) по переработке товаров.

При этом необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 8 раздела I Положения суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.

Порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость определен статьями 171 и 172 Кодекса и применяется в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных на территории Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что местом реализации услуг по переработке с учетом положений статьи 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, суммы налога, уплаченные белорусскому контрагенту в составе стоимости услуг по переработке, у российского налогоплательщика к вычету не принимаются.

В отношении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, сообщаем следующее.

Пунктом 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

Согласно пункту 1 Раздела I Положения взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.

Налогоплательщики на основании пункта 6 Раздела I Положения одновременно с представлением налоговой декларации по косвенным налогам представляют в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации и уплату косвенных налогов, к которым, в частности, относится заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам, и другие документы, предусмотренные в указанном пункте.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом положений Соглашения при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статей 166 Кодекса, на соответствующие налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

- при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса) на основании соответствующих первичных документов;

- при использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации по косвенным налогам, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, указанной в этой налоговой декларации.

М.П.МОКРЕЦОВ