ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2005 г. N 676-3-6

Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда России рассмотрело обращение по вопросам, связанным с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 30 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, работодатель (уполномоченный им представитель) обязан выдать один экземпляр утвержденного акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1) пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - доверенным лицам пострадавшего (по их требованию). Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования должен храниться в течение 45 лет работодателем (физическим или юридическим лицом), осуществляющим по решению комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование, учет несчастного случая.

При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и материалы расследования должны направляться работодателем (председателем комиссии) в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя). В этой связи представляется, что по указанным несчастным случаям на производстве, происшедшим после января 2000 г., оригиналы актов о несчастных случаях на производстве, в том числе, должны находиться в соответствующем исполнительном органе страховщика, куда пострадавшему может быть рекомендовано обратиться за получением дубликата акта.

В то же время представляется, что утрата акта о несчастном случае и работодателем, и пострадавшим зачастую означает, что отсутствует объективное подтверждение факта несчастного случая, хотя не исключается, что в действительности он мог иметь место. В этой связи считаем, что в данном случае для установления факта несчастного случая и его надлежащей квалификации необходимо проведение дополнительного расследования (в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 25 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73), по результатам которого работодателю может быть выдано соответствующее заключение и предписание о составлении акта о несчастном случае на производстве.

Следует учитывать также, что в случаях реорганизации (ликвидации) организации, в которой работал пострадавший на момент происшествия несчастного случая, без установления правопреемственности зачастую представляется невозможным по объективным причинам оформить, утвердить надлежащим работодателем (его представителем) и выдать пострадавшему (его доверенному лицу) акт о несчастном случае на производстве даже при наличии полученных в ходе расследования объективных доказательств того, что с пострадавшим действительно произошел несчастный случай на производстве. В связи с этим, а также в целях обеспечения реализации законных прав пострадавшего (его доверенного лица) на получение страхового обеспечения полагали бы целесообразным рассмотреть вопрос о внесений изменений в п. 4 статьи 15 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ, включив в перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении страховых выплат, заключение государственного инспектора труда (форма 5 приложения 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73).

И, наконец, если в ходе дополнительного расследования не удалось фактически подтвердить факт несчастного случая (и, следовательно, восстановить возможно утраченный акт о несчастном случае на производстве), представляется, что в этом случае вопрос о признании несчастного случая может быть решен только в судебном порядке в соответствии со статьями 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Начальник Управления

надзора и контроля за соблюдением

законодательства о труде

И.А.ВОРОБЬЕВ