Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8. Проведение документальных проверок

Налоговые органы проводят проверки нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, по следующим вопросам:

а) соблюдения законодательства о подоходном налоге;

б) соблюдения законодательства о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Государственные налоговые инспекции вправе проводить у нотариусов, занимающихся частной практикой, проверки денежных документов, реестров и иных документов, касающихся частной нотариальной практики.

Проверки проводятся за период деятельности нотариуса, следующий за проверенным периодом предыдущей проверки, а также в случаях ликвидации должности нотариуса.

Проведению проверки предшествует изучение имеющихся материалов о назначении нотариуса, его полномочий, материалов предыдущей проверки, сигналов о нарушении налогового законодательства и с другой информации о работе и финансовом состоянии нотариуса.

Налоговые органы осуществляют контроль за деятельностью лиц, занимающихся частной нотариальной практикой, в соответствии с действующим законодательством.

Нотариусы представляют по требованию должностного лица налогового органа все необходимые документы и сведения, касающиеся расчетов с юридическими и физическими лицами.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию их деятельности работники налоговых органов имеют право определить облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом налогообложения лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

Следует иметь в виду, что при совершении нотариальных действий присутствие посторонних лиц не допускается, в связи с чем целесообразно проводить проверки в свободные от приема клиентов часы либо в комнатах, свободных от приема клиентов.

При проверках достоверности данных, указанных в декларации, работники налогового органа имеют право беспрепятственного входа в помещение, где осуществляется деятельность, ознакомления с соответствующими документами, проверки наличия основных средств и материальных ценностей, приобретенных для осуществления деятельности, опроса нотариуса, клиентов и других сведущих лиц.

Качество обследований имеет решающее значение для подтверждения данных, указанных нотариусом в декларации, книге учета доходов и расходов, а также содержащихся в других материалах, используемых для налогообложения.

Периоды, за которые обследуется деятельность, должны определяться таким образом, чтобы в итоге обследованием был охвачен весь год или период осуществления деятельности в календарном году.

В обязательном порядке сверяют записи в книге учета доходов и расходов с данными, полученными в результате обследования. Результаты проверки книги учета доходов и расходов отражаются в материалах обследований и проверки.

Если в ходе обследования нотариуса будет установлено, что книга учета доходов и расходов ведется неправильно или в ней учтены не все подлежащие налогообложению доходы и связанные с ними расходы, то налоговый орган обязан потребовать от нотариуса внесения в нее соответствующих изменений. При невыполнении этих требований данные книги учета не принимаются, а исчисление налога производится на основании результатов обследования.

Контрольные и вспомогательные проверки дают возможность более правильно определить размер дохода нотариуса с учетом продолжительности рабочего дня, затрат времени на обслуживание клиентов, размеров взимаемой платы.

Обложение доходов частного нотариуса подоходным налогом производится на основании:

- представляемых налоговым органам в установленные Законом сроки деклараций о доходах и расходах;

- документов и сведений, подтверждающих достоверность указанных в декларациях данных, в том числе данных книг учета доходов и связанных с ними расходов, которые налогоплательщик обязан вести в установленном порядке;

- сведений, представляемых налоговым органам предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами о размере платы за услуги нотариуса;

- материалов проводимых налоговыми органами обследований деятельности нотариусов;

- других сведений о доходах нотариусов.

Нотариусы самостоятельно представляют в налоговый орган декларации о доходах нотариусов.

Налоговые органы обязаны контролировать своевременность и правильность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой, декларации о доходах и иных сведений, необходимых для налогообложения. Поданные декларации тщательно проверяются как при самой подаче, так и путем обследования на месте.

В первую очередь, необходимо проверить правильность составления и достоверность данных деклараций, представленных в налоговые органы. На нотариусов распространяется общий порядок представления деклараций, установленный законодательством о подоходном налоге.

Декларации о доходах, подаваемые в налоговый орган по истечении первого месяца работы либо в случае прекращения деятельности, а также по истечении календарного года, являются основными документами для исчисления оклада подоходного налога.

Проверка деклараций осуществляется в следующем порядке.

При ее подаче проверяется правильность заполнения всех граф, наличие прилагаемых к декларации документов, подписи и даты подачи декларации.

Затем проверяются сведения, отраженные в декларации, путем сопоставления их с данными в книге учета доходов и расходов нотариуса, а также с имеющимися документами, подтверждающими эти доходы и расходы.

В случае установления расхождений между данными, указанными в декларации, с данными налогового органа необходимо у нотариуса получить объяснения о причинах расхождения.

После проведения указанной проверки необходимо провести сплошную проверку документов, реестров и книг, которые ведутся нотариусом в нотариальной конторе, а также при необходимости осуществить встречные проверки у юридических и физических лиц по вопросу подтверждения размеров взимаемой с них платы частным нотариусом или освобождения их от этой платы в случаях, предусмотренных законодательством.

При встречных проверках первичные документы и учетные данные нотариуса сличаются с соответствующими документами, имеющимися у физических и юридических лиц.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 22 Основ нотариус за совершение нотариальных действий и оказание иных услуг, предусмотренных законодательством, взимает плату по тарифам.

Результаты встречных проверок оформляются соответствующими актами в общеустановленном порядке.

Соблюдение законодательства о налоге с имущества,

переходящего в порядке наследования или дарения

В соответствии с законодательством о налоге с имущества, преходящего в порядке наследования или дарения, налог уплачивают физические лица, которые становятся владельцами имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации. Налог исчисляется налоговыми органами на основании представляемых должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в том числе и частными нотариусами, справок о стоимости имущества.

Указанные справки предоставляются в следующие сроки:

по имуществу, переходящему в собственность физических лиц, проживающих на территории Российской Федерации, - в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения;

по имуществу, переходящему в собственность физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, - в период оформления права собственности на это имущество.

Для проведения документальной проверки по вопросу правильности и своевременности представления сведений, необходимых для исчисления этого налога, должностное лицо налогового органа должно ознакомиться с имеющимися в налоговом органе сведениями, материалами предыдущей проверки, систематизировать данные коммунальных органов о смене владельцев строений и иные данные о другом имуществе, перешедшем в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения.

Во время проверки необходимо проверить и сопоставить записи в реестрах с данными регистрационных книг по учету наследственных дел и материалами дел о выдаче свидетельств о праве на наследство, а также записи реестров и с первыми экземплярами договоров о дарении строений и другого имущества физическим лицам.