Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год.

IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной

политики и денежная программа

Банк России исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2006 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2006 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7 - 8,5%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 6 - 7,5%.

В соответствии со сценариями прогноза развития российской экономики на 2006 год Банк России разработал денежную программу в четырех вариантах.

Темпы прироста денежной базы в узком определении, соответствующие целевому ориентиру по инфляции на 2006 год, в зависимости от варианта оцениваются на уровне 17 - 23%.

Основным источником увеличения денежного предложения в каждом из вариантов является прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Первый вариант денежной программы исходит из значительно меньшего, чем в 2005 году, прироста чистых международных резервов - 0,6 трлн. рублей по сравнению с 1,8 трлн. рублей.

Второй вариант программы соответствует параметрам второго сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год. Увеличение чистых международных резервов при реализации данного сценария, по расчетам, может составить 1,4 трлн. рублей.

По третьему варианту прогнозируемый прирост чистых международных резервов может составить 2,2 трлн. рублей. В соответствии с четвертым вариантом денежной программы предполагается наиболее существенный прирост чистых международных резервов, равный 2,9 трлн. рублей.

Расчеты показывают, что по каждому из указанных вариантов прогнозируемый прирост денежного предложения за счет увеличения чистых международных резервов превышает допустимый с точки зрения ориентира по инфляции прирост денежной базы. В связи с этим органам денежно-кредитного регулирования с целью недопущения развития инфляционных процессов потребуется обеспечить снижение объема чистых внутренних активов по каждому из вариантов. Поскольку соотношение прироста чистых международных резервов к приросту узкой денежной базы возрастает с 1,5 до 5,6 раза от первого к четвертому варианту, требуемое сокращение чистых внутренних активов будет более существенным в четвертом варианте денежной программы и составит 2,4 трлн. рублей против 0,2 трлн. рублей по первому варианту, 1 трлн. рублей по второму варианту и 1,7 трлн. рублей по третьему варианту.

В 2006 году сохранится важная роль бюджетного канала в абсорбировании денежного предложения. Исходя из представленных вариантов цены на нефть и действующего порядка формирования Стабилизационного фонда предполагается рост остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России, величина которого увеличивается от первого к четвертому варианту денежной программы и является основным фактором, определяющим динамику чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования расширенному правительству. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству оценивается на уровне 0,2 - 2,1 трлн. рублей в зависимости от варианта программы. При этом второй вариант программы соответствует показателям проекта федерального бюджета на 2006 год.

В условиях реализации первого варианта денежной программы может потребоваться увеличение чистого кредита банкам, которое оценивается на уровне 34 млрд. рублей.