<Письмо> Росреестра от 11.04.2014 N 18-исх/04080-ДС/14 <О разъяснении законодательства>

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2014 г. N 18-исх/04080-ДС/14

Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии проведен анализ формы ведомственной статистической отчетности N 15 "Сведения о рассмотрении жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Форма N 15) за январь - декабрь 2013 года, по результатам которого установлено, что территориальными органами Росреестра и филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра" неверно трактуются положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (далее - Постановление) в части отнесения тех или иных обращений к жалобам, требующим рассмотрения в порядке, утвержденном Постановлением.

Так, установлено, что многие территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации в иные основания подачи жалоб относят в том числе:

жалобы на организацию работы при предоставлении государственной услуги, в том числе жалобы на:

- длительность ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги;

- оснащенность помещений, в которых предоставляются государственные услуги;

- наполнение информационных стендов в помещениях, в которых предоставляются государственные услуги;

- на организацию работы по информированию и консультированию заявителей о порядке предоставления государственной услуги;

- на порядок организации предварительной записи;

- на функционирование системы электронной очереди;

- на некорректное общение должностных лиц с заявителем;

- на иные условия предоставления государственной услуги, связанные с ее доступностью и качеством;

жалобы, связанные с оспариванием корректности сведений, предоставленных заявителям из ЕГРП и ГКН, в том числе жалобы на сообщения об отсутствии запрошенных сведений в учетных системах, на неполноту представленных сведений, на недостоверность выданных сведений.

обжалование решений действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) заявитель вправе обжаловать решения действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Однако согласно части 3.1 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ в случае, если федеральным законом установлен порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, либо государственных служащих, для отношений, связанных с подачей и рассмотрением указанных жалоб, нормы статьи 11.1 Закона N 210-ФЗ не применяются.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральные законы от 24.07.2007 N 221-ФЗ и от 21.07.1997 N 122-ФЗ, с этого же срока государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлен порядок обжалования решений органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, и органов кадастрового учета.

В этой связи полагаем, что при поступлении жалобы на действия, связанные с:

осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - зарегистрированным правом на объект недвижимости (статья 2 Закона о регистрации);

отказом в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним либо уклонением от государственной регистрации (приостановлением государственной регистрации) (статьи 2, 19 и 20 Закона о регистрации);

исправлением технических ошибок, допущенных при государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, то есть в случаях, когда исправление технической ошибки может быть осуществлено на основании судебного акта (статья 21 Закона о регистрации);

приостановлением осуществления государственного кадастрового учета (статья 26 Закона о кадастре);

отказом в осуществлении государственного кадастрового учета (статья 27 Закона о кадастре);

принятым решениям об отклонении заявления об исправлении технических ошибок, допущенных органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости (статья 28 Закона о кадастре);

исправлением кадастровых ошибок в случаях, когда исправление таких ошибок осуществлено на основании судебного акта или в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, в том числе приостановлением, отказом в осуществлении учета изменений (исправлении кадастровой ошибки) (статьи 16, 28 Закона о кадастре), -

требования статей 11.1 - 11.3 Закона N 210-ФЗ и Постановления не применяются.

При поступлении жалобы на указанные действия должностных лиц органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, или органа кадастрового учета их следует рассматривать в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с разъяснением порядка судебного обжалования согласно Закону о регистрации и Закону о кадастре.

В соответствии с Постановлением рассматриваются жалобы, не связанные с обжалованием решения должностного лица, органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, или органа кадастрового учета о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и об осуществлении государственного кадастрового учета (отказе в государственной регистрации права или государственном кадастровом учете), в том числе в случаях обжалования сроков регистрации запросов о предоставлении государственной услуги Росреестра, срока предоставления государственных услуг, отказа в приеме документов, требования о представлении не предусмотренных нормативными правовыми актами документов и платы, а также отказа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

На основании вышеизложенного просим учесть разъяснения Росреестра при подготовке отчета по Форме N 15 за I квартал 2014 года и представить необходимые статистические данные в порядке и срок, установленные приказом Росреестра от 28.02.2013 N П/0097/14 "Об утверждении Перечня форм государственной и ведомственной статистической отчетности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подлежащих сбору и обработке в 2014 году".

Заместитель руководителя

Д.А.СОЛОДОВНИКОВ