Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.3.2. Порядок заполнения раздела "Движение дел"

Раздел "Движение дел" представляет собой таблицу, анализ показателей которой позволяет определить соотношение поступивших в суд дел об административных правонарушениях по различным составам КоАП РФ и других нормативно-правовых актов, предусматривающих административную ответственность за правонарушения, результатов их рассмотрения, основных мер наказания.

Строки таблицы раздела 1 "Движение дел" группируются по подразделам, в зависимости от того, какими законодательными актами предусматривается административная ответственность.

В строках подразделов отражаются данные о правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отдельными законами Российской Федерации, нормы которых не включены в КоАП РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подраздел "А. Правонарушения, предусмотренные КоАП РФ" состоит из перечня статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и их групп, приведенных в порядке нумерации составов правонарушений, как отнесенных в соответствии с ч. 1 статьи 23.1 КоАП РФ к подведомственности районных судов и мировых судей, так и неподведомственных, но рассматриваемых ими в соответствии с ч. 2 статьи 23.1 КоАП РФ в качестве альтернативной подсудности.

В строках "Другие правонарушения в соответствии с ч. 1 статьи 23.1 КоАП РФ" и "Другие статьи КоАП РФ по видам правонарушений, не подведомственных непосредственно суду (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ)" указываются сводные сведения о рассмотрении административных правонарушений, учет которых в отдельные категории по строкам не выделен. В строке "Другие статьи КоАП РФ по видам правонарушений, не подведомственных непосредственно суду (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ)" указываются только итоговые сведения по категориям дел, которые не подведомственны непосредственно суду. Они выделены для случаев, когда, например, такие дела рассматриваются районными судами или мировыми судьями из-за отсутствия в данном районе органа, уполномоченного рассматривать дела о соответствующих видах административных правонарушений, и т.п.

Подразделы "Б. Правонарушения, предусмотренные отдельными законами Российской Федерации, нормы которых не включены в КоАП РФ", "В. Правонарушения, предусмотренные местными нормативными актами" представлены лишь одной итоговой строкой.

В подразделе "Б. Правонарушения, предусмотренные законами Российской Федерации, нормы которых не включены в КоАП РФ" учитываются дела о правонарушениях, отнесенных к подведомственности судов отдельными законами Российской Федерации.

В подразделе "В. Правонарушения, предусмотренные нормативными актами субъектов РФ" учитываются подведомственные судам дела о правонарушениях, ответственность за которые определена в законодательных актах республик в составе Российской Федерации, нормативных актах органов представительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Отдельными строками подраздела "А. Правонарушения, предусмотренные КоАП РФ" выделяются составы: а) наиболее распространенных административных правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде); б) необходимые для осуществления анализа общественных отношений (например, в области избирательного права); в) включенные в государственную статистическую отчетность в сфере экономической деятельности, в том числе из формы "АЭ" (например, незаконная торговля запрещенными товарами).

Наиболее крупные группировки статей КоАП РФ составили правонарушения в области дорожного движения, таможенного дела и нарушения режима Государственной границы Российской Федерации (режима пребывания на территории Российской Федерации).

Строка "Всего" является суммой итоговых строк подразделов "А", "Б", "В".

Графы данного раздела позволяют отразить не только количество рассмотренных дел, но и проанализировать случаи нарушения сроков их рассмотрения.

В соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ сроки рассмотрения административных правонарушений исчисляются со дня получения судьей, полномочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении, а также других материалов дела по день вынесения постановления или определения, причем день поступления дела и день вынесения постановления считается за один день (из полного срока нахождения дела в суде вычитается 1 день).

Показатели в графах "Возвращено для устранения недостатков протоколов (ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ)", "Передано по подведомственности (ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ)", "Производство прекращено с передачей материалов прокурору, органам внутренних дел, общественным организациям", "Производство прекращено по другим основаниям, в том числе освобождено от административной ответственности", "Всего лиц, подвергнутых наказанию" отражают результаты рассмотрения дела и соответственно содержат сведения:

а) о возвращении дела для устранения недостатков протокола в орган (должному лицу), его составивший, если дело не вернулось в суд в трехдневный срок;

б) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выявлено, что рассмотрение дела не относится к компетенции суда;

в) о прекращении производства по делу об административном правонарушении и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступлений;

г) о прекращении в соответствии со статьями 24.5 и 2.9 КоАП РФ производства по делу об административном правонарушении в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием события административного правонарушения; отсутствием состава административного правонарушения; действиями лица в состоянии крайней необходимости; изданием акта амнистии, устраняющего административную ответственность; отменой закона, установившего административную ответственность; истечением сроков давности привлечения к административной ответственности; наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смертью физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Кроме того, в ней отражаются сведения об освобождении от административной ответственности лица, совершившего малозначительное административное правонарушение;

д) об общем числе лиц, подвергнутых административному наказанию.

Следующая группа граф характеризует виды административного наказания за соответствующие виды правонарушений: "Наложены административные наказания. Основные. Административный арест", "Лишение специального права", "Штраф", "Предупреждение", "Возмездное изъятие", "Выдворение", "Конфискация", "Дисквалификация". Данные формируются исходя из соответствующих показателей учетных карточек на административные дела. Например, графа "Наложены административные взыскания. Основные. Штраф" включает сведения из соответствующего подмассива дел об административных правонарушениях, в котором в пункте "Наложено основное наказание" указан административный штраф.

При заполнении раздела следует различать два понятия: предупреждение как вид административного наказания и устное замечание как результат прекращения дела, например при малозначительности совершенного административного правонарушения. В этой связи особое внимание должно быть обращено на заполнение показателей графы "Предупреждение", когда наложение данного вида взыскания не предусмотрено санкцией соответствующей статьи КоАП РФ и в ней ошибочно заполняются сведения об объявлении устного замечания в соответствии со статьей 2.9 или п. 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, которые подлежат учету в графе "Производство прекращено по другим основаниям, в т.ч. освобождено от административной ответственности".

В графе "Сумма взысканных штрафов" учитываются взысканные суммы штрафов по постановлениям суда, как вынесенным в текущем периоде, так и в предыдущие отчетные периоды, поэтому показатели этой графы в исключительных случаях в суде могут быть больше, чем показатели графы "Сумма наложенных штрафов". В этом случае достоверность указанных сведений подтверждается в сноске.

Для расчета взысканных в отчетном периоде сумм, наложенных ранее, но не взысканных в предшествующие периоды, необходимо выделять данные сведения при первичном учете.

Все суммы наложенных и взысканных штрафов указываются в рублях.

Заполнение графы "Сумма штрафов наложенных" возможно только при наличии данных в графе "Наложены административные взыскания Основные. Штраф".

Кроме того, необходимо сопоставить сведения о числе лиц, подвергнутых штрафу, и данные о суммах наложенных штрафов, чтобы проанализировать, по каким статьям КоАП РФ или иного нормативного правового акта чаще всего нарушается минимальный и максимальный размер штрафов. Средняя сумма наложенного штрафа должна быть в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ, поскольку в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует норма, предусматривающая назначение наказания ниже низшего предела.

Для контроля за незаконной заменой видов наказания в графах таблицы проставлены информационные знаки незаполнения "X" (данные меры наказания отсутствуют в санкциях статей КоАП РФ). В случае применения судьями районных судов или мировыми судьями этих видов наказания сведения должны быть проверены и письменно подтверждены.

Знаки незаполнения "X" предусмотрены также по графам "Юридические лица" и "Должностные лица". Это сделано для выделения сведений, когда административной ответственности подлежит специальный субъект состава правонарушения, например должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения только в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Если должностное лицо совершило административное правонарушение, не связанное с его служебными обязанностями, то в графе "Должностные лица" оно не отражается. Например, в случае совершения руководителем предприятия мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ) графа "Должностные лица" не заполняется.

Под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное.

Особое внимание необходимо обратить на заполнение графы "Юридические лица", в которой указываются сведения о юридических лицах как специальных субъектах административного процесса, совершивших административные правонарушения в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации.