В целях применения пункта 3 статьи 161 НК РФ

В целях применения пункта 3 статьи 161 НК РФ:

Вопрос. Муниципальное унитарное предприятие (МУП), являясь балансодержателем муниципального недвижимого имущества (помещения), сдает его в аренду организации.

Должна ли организация-арендатор перечислять арендную плату с НДС балансодержателю - муниципальному унитарному предприятию или организации-арендатору следует перечислить арендую плату балансодержателю - муниципальному унитарному предприятию, а сумму налога (НДС) - в бюджет?

Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.

По договорам аренды федерального и муниципального имущества, заключенным между фирмой-арендатором и балансодержателем - унитарным предприятием (не относящимся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплату налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляют балансодержатели - унитарные предприятия. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость. Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором арендодателю-балансодержателю за оказанные услуги по представлению в аренду имущества, который, являясь налогоплательщиком-арендодателем, производит в общеустановленном порядке исчисление и уплату НДС в бюджет (письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13).

Вопрос. Муниципальное унитарное предприятие владеет муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения и сдает неиспользуемые площади данного имущества в аренду. При этом данное предприятие применяет упрощенную систему налогообложения. Является ли МУП плательщиком налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду муниципального имущества?

Ответ. В соответствии со статьей 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (кроме перечисленных в пункте 2 статьи 146 Кодекса), в том числе оказание услуг по сдаче в аренду имущества, облагаются налогом на добавленную стоимость.

На основании статьи 143 Кодекса организации являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Таким образом, при оказании услуг по сдаче в аренду имущества организация-арендодатель, являющаяся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, должна исчислять, предъявлять арендатору имущества и уплачивать данный налог в общеустановленном порядке.

Пунктом 3 статьи 161 Кодекса определено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производятся налоговыми агентами, которыми признаются арендаторы указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, обязанности налогового агента, предусмотренные пунктом 3 статьи 161 Кодекса, возникают у тех лиц, которые арендуют указанное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, то есть когда арендодателем выступает орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления.

В случае оказания лицом, не относящимся к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, услуг по сдаче в аренду вышеуказанного имущества от своего имени у арендатора имущества обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 Кодекса, не возникает.

Как следует из запроса, муниципальное унитарное предприятие владеет муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения и от своего имени оказывает услуги по сдаче в аренду имущества.

Таким образом, налогообложение данных услуг по сдаче в аренду имущества производится в общеустановленном порядке, и у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по такой операции.

Учитывая, что названные услуги по сдаче имущества в аренду оказываются организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, они не должны облагаться налогом на добавленную стоимость.

Изложенная позиция не противоречит Определению Конституционного Суда от 02.10.2003 N 384-О и позиции Минфина России, изложенной в письме от 10.06.2004 N 03-03-11/92.

Одновременно сообщаем, что в том случае если организация, не являющаяся плательщиком налога на добавленную стоимость, выставила покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то данная сумма налога подлежит уплате в бюджет на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса.

При этом у покупателя право на вычет суммы налога по указанному счету-фактуре не возникает, поскольку данный счет-фактура выставлен с нарушением порядка, установленного подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 Кодекса (письмо от 14.02.2005 N 03-4-03/202/30).