Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Проведение поисково-спасательных работ по космическим аппаратам

Проведение поисково-спасательных работ

по космическим аппаратам

161. ПСР по КА - это комплекс мероприятий по поиску, их техническому обслуживанию, оказанию помощи и эвакуации космонавтов, СА и спецматериалов с места посадки к месту назначения.

ПСР по КА включает:

поиск СА;

техническое обслуживание СА;

эвакуацию космонавтов и СА с места посадки;

разбор выполненной ПСР.

162. Поиск СА включает следующие этапы:

дальнее радиотехническое обнаружение наземными средствами СА на посадочном витке и после раскрытия парашюта;

радиотехническое обнаружение и определение координат СА воздушными судами, кораблями и наземными поисково-спасательными средствами;

визуальное обнаружение СА и уточнение его координат.

Поиск завершается выходом поисковых сил и средств к месту посадки СА и организацией его охраны.

163. После обнаружения СА на посадочном витке наземными радиотехническими средствами расчет ГКЦПС уточняет расчетный район посадки СА и передает данные руководителю ПСР в зоне авиационного поиска и спасания.

164. Поиск СА, как правило, выполняется авиационными средствами. Если с помощью воздушных судов поиск невозможен из-за сложных метеорологических условий или не дает положительных результатов, организуется наземный поиск.

165. Основным видом является радиотехнический поиск по сигналам радиомаяка СА, осуществляемый с помощью поисковой аппаратуры, установленной на воздушных судах.

166. Для радиотехнического обнаружения СА на этапе парашютного спуска поисковые воздушные суда выполняют полеты по установленным маршрутам. В целях исключения столкновения воздушных судов с СА и отделяющимися от него деталями зоны поиска назначаются вне границ расчетного района посадки СА. Типовая схема расстановки поисковых сил и средств приведена в приложениях N 7 и 8 к настоящему Наставлению.

167. Время выхода воздушных судов в исходные пункты маршрутов поиска определяется в соответствии с расчетным временем включения радиомаяка на СА.

При обнаружении сигнала радиомаяка СА экипаж воздушного судна докладывает на пункт управления время обнаружения сигнала радиомаяка, свое местонахождение, магнитный курс полета и величину курсового угла радиомаяка (КУР), а также время установления радиосвязи с космонавтами.

168. Полет воздушного судна к СА с КУР = 0 град., а также его снижение для визуального обнаружения СА осуществляются только с разрешения руководителя полетов в районе поиска.

169. На месте приземления СА первым, как правило, производит посадку вертолет, на борту которого находятся ОТГ и руководитель полетов в районе посадки СА. Руководитель полетов в районе посадки осуществляет прием остальных вертолетов.

В случае несвоевременного прибытия руководителя полетов его функции выполняет командир экипажа вертолета, первым совершивший посадку у СА.

170. Если в результате радиотехнического поиска СА не обнаружен, то организуется его визуальный поиск с воздуха. При этом район вероятной посадки СА определяется на основе расчетных данных ЦУП и радиотехнических войск, а также координат работы аварийных радиомаяков, полученных от МКВЦ.

171. При оценке обстановки и принятии решения на проведение визуального поиска учитываются:

характер местности;

время суток (запас светлого времени);

фактическое состояние погоды и ее прогноз;

удаление района поиска от аэродромов (посадочных площадок);

базирование поисковых сил и средств;

уровень подготовки экипажей поисковых воздушных судов.

172. Для организации визуального поиска район поиска СА разбивается на квадраты поиска.

Маршруты полетов выбираются из расчета обеспечения сплошного просмотра местности и эшелонируются по высотам для обеспечения безопасности.

Перед началом визуального поиска определяется порядок следования воздушных судов в район поиска и возвращения их на аэродром посадки.

Экипажи воздушных судов, осуществляя визуальный поиск, одновременно определяют участки местности, где следует провести дополнительный поиск наземными силами.

173. После радиотехнического или визуального обнаружения СА с воздуха, при необходимости, по решению руководителя ПСР в зоне проводится десантирование СПДГ, спасательного снаряжения и специальных грузов.

174. К визуальному поиску СА ночью привлекаются поисковые вертолеты, оборудованные специальными светотехническими средствами.

175. Наземный поиск СА осуществляется с использованием специальных поисково-эвакуационных машин (ПЭМ), оснащенных аппаратурой связи, радиопеленгации, навигации и укомплектованных спасательным имуществом и снаряжением, а также машин высокой проходимости с НПСК.

176. Объем и последовательность работ по техническому обслуживанию (ТО) СА определяются специальной инструкцией по проведению работ после приземления.

177. Техническое обслуживание СА проводит команда технического обслуживания (КТО), которая входит в состав ОТГ. Специалисты, выделяемые в состав КТО, должны пройти специальную техническую подготовку в воинских частях и своих организациях и иметь практические навыки в работе с СА.

178. Личный состав КТО, по указанию руководителя ОТГ, может привлекаться для оказания помощи и эвакуации космонавтов и СА в особых случаях (посадка на воду, в лес, болото, горы, при возникновении пожара и др.).

179. Перед проведением работ на СА рабочая зона должна быть укомплектована первичными средствами пожаротушения, средствами оказания первой медицинской помощи и средствами эвакуации пострадавших при возникновении несчастных случаев. Все средства должны находиться в готовности к работе.

Соблюдение мер безопасности является обязательным для всех членов КТО, независимо от условий работы и срочности ее выполнения.

180. Охрана СА на месте посадки осуществляется личным составом СПДГ, НПСК, экипажей поисковых средств. При их отсутствии руководитель ПСР в зоне организует охрану СА с помощью караулов, выделяемых от воинских частей или территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

181. За сохранность СА и специальных материалов во время их транспортировки отвечают представители ведомств, в интересах которых осуществлялся запуск КА.

182. Основными этапами эвакуации являются:

прибытие и высадка ОТГ на место посадки;

определение положения СА;

определение плавучести и остойчивости СА и, при необходимости, их повышение;

определение положения космонавтов в СА;

оказание помощи космонавтам;

кантование и буксировка СА на внешней подвеске вертолета (буксировка СА на плаву поисково-эвакуационной машиной);

техническое обслуживание СА;

доставка космонавтов и СА в пункт назначения.

183. Руководство эвакуацией космонавтов из СА осуществляет врач - заместитель начальника ОТГ по эвакуации космонавтов.

Он отвечает за:

определение состояния здоровья космонавтов;

определение способа эвакуации космонавтов;

оказание необходимой медицинской помощи космонавтам.

184. Если состояние здоровья космонавтов требует безотлагательной эвакуации их из СА, то она проводится под руководством врача из любой группы (бригады, команды), участвующей в ПСР и первой прибывшей к СА.

185. При посадке на водоем штатного полигона эвакуация космонавтов из СА, находящегося на плаву, проводится специалистами СПДГ. Для эвакуации космонавтов они должны иметь специальные плавсредства. При проведении эвакуации с применением поисково-эвакуационных машин-амфибий машины должны подходить левым бортом со стороны наклона СА.

Буксировка СА к берегу производится, как правило, после эвакуации космонавтов из СА на плаву.

Доставка космонавтов и СА в пункт назначения осуществляется вертолетами, наземным или водным транспортом в зависимости от географических, климатических и метеорологических условий в районе посадки.

186. Основными этапами эвакуации на морской акватории являются:

подход корабля (гидросамолета, спасательного судна, вертолета) к СА и высадка эвакуационной группы;

повышение плавучести и остойчивости СА;

оказание помощи космонавтам;

подъем космонавтов на борт корабля (гидросамолета, спасательного судна, вертолета);

подъем СА на борт спасательного судна;

транспортировка СА на внешней подвеске вертолета (буксировка СА);

техническое обслуживание СА;

доставка космонавтов и СА в пункт назначения.

187. Подъем космонавтов на борт корабля производится, как правило, в СА. Спасательные суда, не имеющие грузоподъемных устройств для подъема СА, а также гидросамолеты и вертолеты производят подъем космонавтов после их эвакуации из СА.

Способ подъема космонавтов и СА определяет командир корабля (гидросамолета, спасательного судна, вертолета) исходя из конкретно сложившейся обстановки: гидрометеорологических условий, состояния космонавтов и СА, тактико-технических возможностей корабля (гидросамолета, спасательного судна, вертолета).

188. При посадке на морской акватории и осуществлении поиска СА кораблями, выделенными из состава дежурных сил флота, а также воздушными судами для эвакуации космонавтов и СА привлекаются специально подготовленные группы: поисково-эвакуационные группы (ПЭГ) - при использовании кораблей и спасательных судов; эвакуационные группы (ЭГ) - при использовании воздушных судов. Непосредственная эвакуация космонавтов из СА на плаву возлагается на врача и санитаров-носильщиков из числа водолазов.

189. Разбор выполненной ПСР проводит руководитель ПСР в зоне авиационного поиска и спасания.

Проведение разбора включает:

заслушивание докладов руководителей ПСР в районах поиска, руководителей полетов и лиц, ответственных за обеспечение ПСР;

подведение итогов выполнения поставленных задач;

анализ недостатков и ошибок, допущенных личным составом при проведении ПСР, и указания по их устранению;

обобщение положительного опыта в организации и проведении ПСР.

190. Руководитель ПСР в зоне авиационного поиска и спасания в пятидневный срок после их завершения представляет в Главный штаб ВВС и ФПСУ отчет, в котором указывает:

количество личного состава (по ведомственной принадлежности), принимавшего участие в работе;

количество принимавших участие в ПСР воздушных судов и наземной техники, налет воздушных судов и пробег наземной техники;

время и место обнаружения СА с помощью радиотехнических средств и визуально, тип воздушного судна и наземных поисково-спасательных средств, фамилии командиров экипажей, обнаруживших СА;

время и дальность обнаружения СА по данным радиотехнических войск;

время десантирования и прибытия СПДГ к СА;

время прибытия вертолетов на место приземления СА;

время выхода космонавтов из СА;

время эвакуации космонавтов с места посадки на промежуточный аэродром;

фактическую погоду в районе посадки;

количество телефонных каналов связи, количество и типы средств радиосвязи и РТО, применявшихся в ПСР, и продолжительность их использования;

финансовые затраты на проведение ПСР;

использование в процессе работы шифрообозначений из сигнальных таблиц;

время, затраченное на доставку специальных материалов и СА по назначению с момента его приземления;

оценку всех видов обеспечения ПСР;

выявленные недостатки, положительный опыт и предложения по совершенствованию организации и проведения ПСР.