4. Контрольные закупки

4. Контрольные закупки.

Согласно абзацу 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 в 2024 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.

В этой связи в целях воздействия на "недобросовестных" налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручается проводить КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, нарушающих обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Указанные налогоплательщики должны соответствовать следующим критериям:

- налогоплательщики не являются мобилизованными лицами на период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- налогоплательщики не являются аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, включенными в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";

- не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях или нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ.

Обращается внимание, что согласно позиции Минэкономразвития России от 29.12.2023 N Д24и-42841 предварительное проведение профилактического мероприятия перед проведением в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей контрольной закупки в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ, когда в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, не является обязательным.

Вместе с тем, территориальным налоговым органам рекомендуется самостоятельно принимать решения о проведении предварительного профилактического мероприятия перед выездным обследованием, в результате которого возможно проведение контрольной закупки.

Выездное обследование проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа (руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа). Форма задания прилагается к настоящей директиве.

В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения N 272).

В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.

Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.

Согласно пункту 2.2 Решений межведомственного рабочего совещания по вопросам совершенствования законодательства о контрольно-надзорной деятельности и функционала ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" от 04.07.2023, направленных письмом Генпрокуратуры России от 13.07.2023 N 76/2-08-2023/Ид10660-23, ФНС России рекомендовано до завершения доработки ЕРКНМ в части дополнения ее специальным основанием "Контрольная закупка, ст. 75" сведения о контрольной закупке, проведенной в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, вносить с выбором в поле "Необходимость согласования" электронного паспорта значения "Незамедлительная проверка, ст. 66", а в разделе электронного паспорта о решении отражать сведения о задании на проведение выездного обследования, результатом которого стала контрольная закупка.

Решение о проведении контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, формировать после проведения контрольной закупки и размещать образ такого решения в ЕРКНМ не требуется.

По результатам проведения контрольной закупки необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 21 Правил на акт контрольной закупки и предписание об устранении выявленных нарушений наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.