4. Возражения ответчика

Комиссия (ответчик) считает доводы истцов необоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и просит Суд отказать истцам в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

4.1. Истцы нарушили общие правила конкуренции путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений об услугах по сертификации бухгалтеров и аудиторов, что могло ввести потребителей в заблуждение о деятельности истцов как лиц, имеющих право приостанавливать или аннулировать действие сертификатов, выданных заявителями (лицами, которые подали в Комиссию заявление о наличии признаков нарушения общих правил конкуренции), и тем самым повлечь причинение заявителям убытков либо нанесение ущерба их деловой репутации.

По мнению Комиссии, нарушение подтверждается результатами расследования, в том числе установленными многочисленными фактами распространения истцами ложной, неточной или искаженной информации путем публикаций и рассылок электронных писем, а также внесения недостоверных сведений в базы данных (реестры) владельцев сертификатов в целях получения конкурентных преимуществ.

4.2. Комиссия отмечает, что принадлежность товарных знаков и программ сертификации либо правомерность их использования сторонами не являлись предметом рассмотрения по делу о нарушении общих правил конкуренции. Выводы по вопросам авторства и исключительных прав на товарные знаки и программы сертификации в решении Комиссии отсутствуют. В решении N 36 истцам вменяется не использование товарных знаков, а распространение ложных сведений в рассылках писем и публикациях, внесение в реестр владельцев сертификатов не соответствующих действительности сведений и получение в результате конкурентных преимуществ, что могло причинить ущерб заявителям как конкурентам истцов и нанести вред их деловой репутации.

4.3. Комиссия считает установленным, что информация о владельцах сертификатов в базах данных (реестрах) публикуется учреждением "СИПАЕН", которое размещает ее на основании обращений ПОБ "ППБ РК", ТОО "ЕИСПБ" и ОО "ИПБА К". При этом факты недобросовестного использования истцами реестра и распространения посредством его недостоверных сведений с целью создания конкурентных преимуществ подтверждается протоколом от 7 сентября 2021 года осмотра нотариусом соответствующей интернет-страницы, активной на эту дату, а также сообщениями заинтересованных организаций и конкретных физических лиц, в отношении которых были опубликованы не соответствующие действительности сведения о приостановлении либо об аннулировании действия их сертификатов.

4.4. Комиссия отвергает как не соответствующие действительности доводы истцов о том, что физические лица, недостоверные сведения о сертификатах которых размещены в базах данных (реестрах) на сайте cipaprogram.org, не обращались с претензиями к владельцу сайта. При этом ссылается на факт направления запроса непосредственно в учреждение "СИПАЕН" Таранчиевым Э.Т., на пояснения Гетман В.В. и Дайрашевой Э.Т.

4.5. Комиссия считает обоснованной квалификацию действий истцов как нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 76 Договора, поскольку установила, что действия истцов были направлены на побуждение потребителей вступать в их организации и получать их сертификаты именно в целях приобретения преимуществ в своей хозяйственной либо иной экономической деятельности. Об этом же, по мнению Комиссии, свидетельствует и факт взаимного признания истцами выдаваемых ими сертификатов, ведение единого реестра владельцев сертификатов, размещение на сайте, в публикациях и в рассылках информации единой направленности.

Комиссия полагает, что в решении N 36 подробно описана роль каждого истца в размещении в сети Интернет баз данных (реестров) сертификатов, а также в распространении посредством рассылок, уведомлений и публикаций сведений, содержащих недостоверную информацию относительно сертификации и статуса сертификатов.

4.6. Комиссия отмечает, что по результатам расследования и на основании раздела II Методики оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года N 7 (далее - Методика оценки состояния конкуренции), временной интервал исследования рынка был определен с 15 июня 2015 года по 10 ноября 2021 года.

Также Комиссией выявлено наличие в базах данных (реестрах) владельцев сертификатов на сайте cipaprogram.org неточной или искаженной информации о более чем 200 сертификатах, о чем указано в решении N 36. При этом в решении N 36 отмечено, что соответствующая страница сайта (https://www.cipaprogram.org/engine/modules/certificates.php) была активна на дату ее осмотра нотариусом, а также на дату объявления Комиссией об окончании рассмотрения дела.

4.7. В отношении довода истцов о том, что оспариваемое решение не индивидуализирует и не конкретизирует вопросы виновности каждого из предполагаемых правонарушителей, причинно-следственных связей и ущерба, Комиссия отмечает, что сведения, которые должны содержаться в решении, определены пунктом 45 Порядка рассмотрения дел и приведены в пункте 1 резолютивной части решения N 36, а более подробно - в описательной и мотивировочной частях решения.

4.8. Комиссия возражает против довода истцов о том, что Октябрьским районным судом города Бишкека (Кыргызская Республика) дана обязательная для настоящего спора оценка действиям (бездействию) ПАО "ИПБА К" и учреждения "СИПАЕН", рассматриваемым и в решении N 36 Комиссии, поскольку разбирательства, связанные с обжалованием предписания САР МЭК КР, имели место после принятия решения N 36. При этом обстоятельства, рассмотренные САР МЭК КР и Октябрьским районным судом города Бишкека, находились вне области доказывания обстоятельств, установленных Комиссией. Кроме того, рассмотрение дела национальным уполномоченным органом не является основанием для прекращения Комиссией дела, относящегося к ее компетенции.

4.9. Помимо указанных выше аргументов и доводов Комиссия отмечает, что ссылки истцов на решения Коллегии Суда от 12 июля 2023 года и Апелляционной палаты Суда от 20 ноября 2023 года по делу N С-3/23 не могут быть приняты во внимание, поскольку установленные решением N 36 обстоятельства имеют иную квалификацию и доказательственную базу.

С учетом изложенного Комиссия просит Суд признать решение N 36 соответствующим Договору и иным международным договорам в рамках Союза, а в удовлетворении заявления истцов - отказать в полном объеме.