1. Основные процессы отрасли и оценка текущего состояния

В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий (искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, биометрии и др.).

Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии и онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.

Данные информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), в первую очередь подсистемы индивидуального (персонифицированного) учета, стали наиболее востребованы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Сведения из автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) являлись важной частью при оказании услуг Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, а также позволили максимально оперативно организовать взаимодействие с другими информационными системами с целью реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, в частности своевременно осуществить выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".

Одновременно в Российской Федерации назрела необходимость адаптации сферы социального обеспечения к новым цифровым реалиям с учетом возможностей новых цифровых технологий, лучших мировых и отечественных практик государственного управления и растущих ожиданий граждан в отношении качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и требований к предоставлению таких услуг, в том числе:

удаленно, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), без необходимости посещения организаций;

в автоматическом режиме без участия должностных лиц государственных органов;

проактивно и комплексно исходя из возникающих жизненных ситуаций;

омниканально и экстерриториально;

персонифицированно (с учетом их фактической нуждаемости).

Цифровизация социальной сферы предполагает изменение процессов, организационной структуры, осуществляемых функций, принципов принятия решений и взаимодействия организаций с гражданами и юридическими лицами, повышение качества предоставляемых услуг, снижение издержек на их предоставление за счет создания единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, автоматизирующей деятельность Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, расширения состава цифровых сервисов для граждан и организаций, обеспечения надежной и безопасной современной информационно-технической инфраструктурой.

Создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере для ее использования Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, оказанию государственных услуг и осуществлению функций в формате, предусматривающем предоставление мер социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, за исключением необходимости представления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате, позволят повысить адресность и эффективность предоставления мер социальной поддержки за счет:

наличия информации при принятии решений о введении мер социальной поддержки, позволяющей органам государственной власти и муниципальным образованиям посредством принятия нормативных актов устанавливать меры, которые направлены на предоставление мер социальной поддержки нуждающимся гражданам;

обеспечения получения мер социальной поддержки гражданами, которые в настоящее время по тем или иным причинам не могут получать государственную социальную помощь в силу ограничений по здоровью, необходимости посещения множества организаций и их территориальной отдаленности;

реализации единого стандарта предоставления мер социальной поддержки независимо от места проживания гражданина, а также внедрения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований типовых регламентов предоставления государственных и муниципальных массовых социально значимых услуг в электронном формате, в том числе с использованием инфраструктуры единого портала;

реализации оценки степени влияния получаемых гражданином мер социальной поддержки на изменение ситуации у гражданина для совершенствования государственной социальной помощи в Российской Федерации.

В Российской Федерации масштаб сферы государственной социальной помощи характеризуется следующими основными факторами:

общая численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и получающих пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", на конец 2023 года составила более 41,2 млн. человек (в 2020 году Пенсионным фондом Российской Федерации направлено на выплату пенсий 8,1 трлн. рублей);

более 75 млн. человек (получатели мер социальной поддержки различных категорий, в том числе пенсионеры, ветераны, пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, инвалиды, малоимущие семьи, безработные, получатели мер социальной защиты материнства и детства) в 2020 году получили социальную поддержку от государства на сумму свыше 11,9 трлн. рублей, подав более 100 млн. обращений о предоставлении мер социальной поддержки федерального уровня и более 250 млн. таких обращений регионального и муниципального уровней;

установлено 387 видов различных мер социальной поддержки федерального (44 вида мер), регионального и муниципального уровней (343 вида мер) и более 20 тыс. мер социальной поддержки, включая пенсии, доплаты к пенсии, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, социальные пособия, компенсации, субсидии, льготы, социальную помощь в натуральной форме, социальные услуги;

поступательно сокращается доля личных обращений граждан о предоставлении услуг в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (в среднем на 5 - 10 процентов в год) при росте доли обратившихся посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и электронных каналов (единый портал, личные кабинеты на сайтах ведомств, мобильные приложения);

часть услуг Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы доступны для получения в электронном виде, при этом отдельные услуги предоставляются проактивно (регистрация граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в беззаявительном порядке на основании сведений о рождении ребенка, поступивших из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, и проактивного информирования законных представителей ребенка об открытии индивидуального лицевого счета с присвоенным страховым номером, установление федеральной социальной доплаты (при переезде), выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в отдельных случаях - перевод с одной пенсии на другую и перерасчет размера пенсии);

на федеральном уровне активно осуществляется переход на цифровые сервисы в социальной сфере, включая ведение электронного кадрового документооборота и сведений о трудовой деятельности в электронном виде, использование электронного листка нетрудоспособности, электронного сертификата на материнский (семейный) капитал, безбумажного страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, электронных проездных талонов;

реализован переход на прямые выплаты (без отвлечения средств работодателей) Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проектируется и создается единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере. Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере должна представлять собой совокупность взаимосвязанных цифровых систем, подсистем и сервисов, предназначенных для обеспечения эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса в рамках решения задач социальной поддержки населения. Создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере установлено в качестве основной задачи инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Социальное казначейство", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" закрепил возможность создания и функционирования единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, в том числе установил, что с 1 января 2024 г. предусматривается, что единая государственная информационная система социального обеспечения будет функционировать как подсистема, входящая в состав единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" утверждено Положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", содержащее структуру, состав информации, размещаемой в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере, источники такой информации, полномочия участников единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, порядок направления сведений в единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере, порядок обеспечения доступа к сведениям, содержащимся в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере, взаимодействия единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере с иными информационными системами, защиты информации, содержащейся в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере. Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р, предусмотрено, что создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере осуществляется в 3 очереди. В 2023 году завершено исполнение государственного контракта на создание 1-й очереди единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере и начато создание 2-й очереди единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, срок внедрения которой - IV квартал 2024 г. Также в 2024 году начнутся работы по созданию 3-й очереди единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.

Отдельно необходимо положительно отметить создание подсистемы предоставления мер социальной защиты (поддержки) единой государственной информационной системы социального обеспечения и автоматизацию на ее основе процессов предоставления мер социальной поддержки регионального и муниципального уровней, а также разработку и реализацию в настоящее время суперсервисов "Пенсия онлайн", "Социальная поддержка онлайн", "Инвалидность онлайн" и "Трудовые отношения онлайн".

Также необходимо положительно отметить создание подсистемы выплат Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), позволившей реализовать соответствующие положения указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации о мерах социальной поддержки населения.

Вместе с тем применение информационных технологий в Пенсионном фонде Российской Федерации и Фонде социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а также в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы реализовано отдельными блоками по самостоятельному плану, который имел ограничения в межведомственном взаимодействии, что позволяет сделать выводы о необходимости значительного совершенствования применения информационных технологий.

Сроки оказания многих государственных услуг и предоставления мер социальной поддержки невозможно значительно сократить, в том числе реализовать в режиме онлайн, сделать их полностью автоматическими, а также существенно уменьшить трудоемкость процессов при сохранении отдельных (текущих) информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Цифровая трансформация социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года направлена на решение следующих проблем:

наличие неудобного процесса получения мер социальной защиты (поддержки), связанного со сбором большого количества документов в бумажном виде и с долгим ожиданием получения мер социальной защиты (поддержки);

ведение делопроизводства в бумажном виде, издержки в связи с длительным хранением документов в бумажном виде, наличие вероятности составления некорректных документов, противоречащих законодательству Российской Федерации;

непринятие последовательных мер по каждому гражданину, находящемуся в тяжелой ситуации, наличие дифференцированных условий взаимодействия с гражданами в субъектах Российской Федерации при назначении одних и тех же мер социальной защиты (поддержки).

Вызовами цифровой трансформации являются:

обеспечение возможности предоставления мер социальной поддержки с учетом реальных потребностей граждан (за счет обладания полной информацией о гражданине, включая данные о его доходах и расходах, занятости, жилищных условиях, лицах, находящихся на иждивении);

реализация единых процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам, в том числе без сбора документов, независимо от места проживания гражданина;

снижение административной нагрузки за счет изменения модели взаимодействия с государством (внедрение унифицированных цифровых сервисов, онлайн-информирование и онлайн-консультирование);

обеспечение возможности повышения качества технологических и функциональных решений за счет получения доступа к данным государственных информационных систем;

обеспечение возможности повышения качества собственных сервисов за счет эффективной интеграции с государственными услугами;

обеспечение условий для повышения адресности государственной социальной защиты (поддержки) граждан, оптимизации процесса за счет более полной, оперативной и достоверной информации об их реальных потребностях (нуждаемости);

повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств на социальное обеспечение граждан за счет инвентаризации социальных обязательств федеральных, региональных и муниципальных органов власти, исключения их дублирования, получения полной, оперативной и достоверной информации о получателях мер социальной защиты (поддержки);

повышение мобильности и гибкости системы социального обеспечения за счет создания единой цифровой экосистемы сферы социального обеспечения, что позволит оперативно перенастраивать систему исходя из текущих потребностей и обеспечить ее устойчивость в кризисные моменты;

повышение качества принимаемых решений в сфере социального обеспечения, труда и занятости, сокращение ошибок из-за человеческого фактора, исключение коррупционной составляющей при принятии решений за счет расширенного применения автоматических алгоритмов принятия решений;

обеспечение одинаково высокого уровня и эффективности при осуществлении услуг по реабилитации и абилитации вне зависимости от региона, повышение их качества, доступности и комфортности получения, нацеленность на удовлетворение потребностей граждан, работодателей и экономики страны за счет создания и внедрения федеральной системы управления качеством;

переход от оказания отдельных услуг к комплексному решению проблем инвалидов и их законных представителей;

содействие в формировании индивидуальных траекторий с учетом жизненной ситуации гражданина и его реальных потребностей, в том числе в долгосрочной перспективе;

создание единой точки доступа инвалидам и их законным представителям к информационным сервисам в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

обеспечение работы реабилитационных организаций на всей территории Российской Федерации по единым стандартизированным требованиям к технологии и регламентам работы, помещениям и их оснащению (единый бренд), развитию профессиональных компетенций персонала, системе контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

обеспечение ведения электронного документооборота между участниками процессов всех категорий комплексной реабилитации;

внедрение проактивного контроля путем создания эталонных процессов в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

При реализации задач имеется ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:

невыполнение в установленный срок работ по созданию и развитию информационных систем;

несогласование в установленный срок нормативных правовых актов;

недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления;

недостаточный уровень финансирования, связанного с разработкой необходимого функционала.

В рамках реализации задач, входящих в компетенцию Федеральной службы по труду и занятости, включенных в Концепцию цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р, обеспечена цифровизация процессов размещения в открытом доступе информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии вакантных рабочих мест, гражданах, ищущих работу. Реализован сервис интеллектуального подбора резюме и вакансий.

В электронный вид переведены 10 государственных услуг и 4 полномочия в сфере занятости. При оказании этих услуг и осуществлении этих полномочий все необходимые для принятия решения документы и сведения поступают в порядке межведомственного взаимодействия. Реализовано электронное личное дело, содержащее все сведения о взаимодействии органов занятости с гражданином. Внедрен выплатной блок, обеспечивающий перечисления выплат безработным гражданам.

В электронный режим перешло взаимодействие с работодателями, включая получение от них информации о вакансиях, высвобождении, режимах неполного рабочего времени и др. На основе поданных отчетов реализован оперативный мониторинг рынка труда - ежедневно обновляемая информация в разрезе более чем 350 показателей. Осуществляется мониторинг трудоустройства выпускников, который охватывает все сферы обучения и образовательные организации. В рамках мониторинга выстраиваются персональные трудовые траектории выпускников и отслеживаются межрегиональные потоки. В пилотном режиме запущен функционал организации и прохождения производственной практики. С его помощью образовательные организации и работодатели могут осуществлять поиск партнеров и мест для практики, вести юридически значимый документооборот, своевременно получать уведомления об основных событиях.

Полномочия федеральной инспекции труда осуществляются с использованием автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью. Сформирован полный перечень всех контролируемых лиц (более 10 млн. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), содержащий автоматически рассчитываемые данные о присвоенной категории риска нарушения трудового законодательства. В автоматическом режиме системой инициируются профилактические и контрольные мероприятия, административные процедуры, отслеживаются сроки проводимых мероприятий, блокируется возможность неправомерных действий инспекторов труда. Проводится апробация технологий искусственного интеллекта для автоматизации работы федеральной инспекции труда с обращениями граждан и организаций.

Обеспечена возможность ведения электронного кадрового документооборота, упрощающего взаимодействие работодателя и работника за счет прозрачности процессов подписания и хранения документов, в том числе обеспечения их неизменяемости.

Переход к электронному кадровому документообороту осуществляется по решению работодателя исходя из его потребностей и возможностей и с учетом согласия работников. При этом работодатель выбирает форму ведения электронного кадрового документооборота (на базе собственной информационной системы, с применением единой цифровой платформы "Работа в России" или в смешанном виде), а также состав документов, которые подлежат ведению в электронном виде.

Основными проблемами в настоящее время являются обеспечение длительного хранения документов и подтверждение в этом случае подлинности электронной подписи. Решение этих вопросов зависит не только от Федеральной службы по труду и занятости и носит долговременный характер.

Разработан и внедрен виртуальный помощник "Онлайн-инспектор" для поиска консультационных материалов по вопросам соблюдения трудового законодательства. Указанный сервис реализован с использованием искусственного интеллекта и предназначен для быстрого получения работниками и работодателями правовой информации для предупреждения нарушений в процессе трудовых отношений.