3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Сроки реализации

-

до 2030 года

Цели

-

достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы пенсионного и социального страхования, повышение качества предоставляемых услуг за счет реинжиниринга и цифровизации, снижение транзакционных издержек при осуществлении государственных функций;

повышение скорости оказания государственных услуг за счет применения сервисов искусственного интеллекта при оказании содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

повышение качества принимаемых решений за счет осуществления мониторинга и прогнозирования рынка труда с использованием цифровых аналитических инструментов;

обеспечение дистанционного мониторинга за соблюдением трудового законодательства при оформлении электронных кадровых документов на базе единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа "Работа в России");

снижение уровня теневой занятости с применением проактивного контроля соблюдения трудового законодательства;

уменьшение нагрузки на кадровый состав за счет внедрения механизмов искусственного интеллекта для обработки большого массива данных;

достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов за счет расширения возможностей существующих и создаваемых информационных систем и платформ в сфере комплексной реабилитации и социальной защиты инвалидов путем реализации дополнительных компонентов с искусственным интеллектом, маршрутизации индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида с информированием в режиме реального времени инвалида и его представителя;

создание единого информационного пространства, в том числе создание мобильного и веб-приложений для общения и взаимодействия специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации, предприятий по выпуску технических средств реабилитации, инвалидов и их представителей, реабилитационных организаций, органов государственной власти и иных заинтересованных организаций в режиме реального времени;

предоставление расширенных возможностей по приобретению, обслуживанию сертифицированных товаров и услуг и обмену такими товарами и услугами, в том числе с учетом финансовых взаимоотношений;

достижение высокой степени "цифровой зрелости" в области охраны труда за счет создания и развития риск-ориентированных цифровых сервисов для методической поддержки работников и работодателей;

создание платформы, которая будет служить источником информации для исследования и формирования аналитики рынка труда и сферы занятости в Российской Федерации (платформа "Профессиональный информационный портал")

Целевое состояние

-

высокая степень "цифровой зрелости" сферы пенсионного и социального страхования, повышение качества предоставляемых услуг за счет реинжиниринга и цифровизации, снижение транзакционных издержек при осуществлении государственных функций;

до 2030 года внедрение механизмов подбора вакансий и резюме в части формирования рекомендаций и сокращения времени поиска, в том числе в рамках внутренних процессов органов занятости по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

осуществление оперативного мониторинга рынка труда и прогнозирование ситуации на рынке труда;

обеспечение дистанционного мониторинга за соблюдением трудового законодательства при оформлении электронных кадровых документов на базе единой цифровой платформы "Работа в России";

информирование работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства;

организация профилактических и контрольных мероприятий с использованием проактивного контроля за счет внедрения новых индикаторов риска;

уменьшение нагрузки на кадровый состав за счет внедрения механизмов искусственного интеллекта для обработки большого массива данных;

высокая степень "цифровой зрелости" сферы социальной защиты населения в части комплексной реабилитации;

единое информационное пространство для общения и взаимодействия специалистов по медико-социальной экспертизе и комплексной реабилитации, предприятий по выпуску технических средств реабилитации, инвалидов и их представителей, реабилитационных организаций, органов государственной власти и иных заинтересованных организаций;

наличие созданной благоприятной среды и функционирование различных информационно-технических платформ и сервисов, позволяющих осуществлять получение и предоставление услуг по обслуживанию сертифицированных товаров и услуг, обмену сертифицированными товарами и услугами, получению и предоставлению таких товаров и услуг, в том числе с учетом финансовых взаимоотношений;

создание и функционирование единой цифровой платформы по охране труда, предоставляющей возможность работодателям предупреждать и осуществлять профилактику опасностей и минимизировать повреждения здоровья работников, в том числе предоставляющей комплекс цифровых сервисов, включающих сервисы по оценке профессиональных рисков, специальной оценке условий труда, обучению по охране труда, выдаче средств индивидуальной защиты, медицинским осмотрам, подготовке локальных нормативных актов по охране труда, аудитам, мониторингу мероприятий и т.д.;

разработка платформы "Профессиональный информационный портал", служащей ключевым инструментом для всех участников рынка труда в Российской Федерации, посредством создания и обновления базы данных по различным профессиям, включая информацию о навыках, компетенциях, требованиях, зарплатах и тенденциях на рынке труда;

разработка удобного и интуитивно понятного интерфейса для быстрого и эффективного поиска информации, интеграции с другими системами и платформами для обмена данными и партнерства, реализация интегрированной и комплексной системы взаимодействия с работодателями для сбора информации о планируемой кадровой потребности в профессионально-квалификационном разрезе и предоставления им дополнительной аналитической информации, проведение регулярного анализа данных и аналитики для обновления информации и улучшения качества предоставляемых услуг, разработка и внедрение программ поддержки и обучения для помощи пользователям в эффективном использовании платформы "Профессиональный информационный портал"

Индикаторы цифровой трансформации отрасли

-

количество пользователей единой цифровой платформы "Работа в России";

количество консультаций, оказанных с помощью сервисов на базе искусственного интеллекта;

доля проведенных профилактических и контрольных мероприятий с использованием проактивного контроля;

индикаторы риска нарушения трудового законодательства, выявленные на основе анализа данных с использованием технологий искусственного интеллекта;

количество пользователей, зарегистрированных в информационной системе комплексной реабилитации;

количество посетителей государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере) в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

количество граждан, получающих меры социальной поддержки с учетом данных реестра нуждающихся единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере;

количество обращений граждан и юридических лиц в информационной системе "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами", обработанных с применением технологий искусственного интеллекта;

количество мошеннических действий в социальной сфере;

количество граждан и их законных представителей, получающих услуги на регулярной основе посредством единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере;

количество посетителей единой цифровой платформы по охране труда;

количество пользователей, зарегистрированных на единой цифровой платформе по охране труда;

количество пользователей платформы "Профессиональный информационный портал"

Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления

-

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Федеральная служба по труду и занятости;

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере";

федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации