Приложение N 4

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации социальной сферы,

относящейся к сфере деятельности

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации,

на период до 2030 года

ПРОЕКТЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К СФЕРЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Бенефициар

Проблематика

Целевое состояние

Проекты

Информационные (цифровые) ресурсы

Результаты проекта

1. Граждане, органы государственной власти, реализующие полномочия в социальной сфере

недостаточное информационное обеспечение для реализации прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки);

недоступность технологий обработки информации, включая инструменты аналитики больших данных, на разных уровнях государственного управления социальной сферой;

невозможность формирования и накопления лучших управленческих компетенций для принятия решений на основе анализа данных;

высокие временные затраты и трудозатраты на реализацию прав граждан на меры социальной защиты (поддержки)

сформировано единое информационное пространство в целях обеспечения всеобъемлющего подхода к реализации законных прав граждан;

сформирован доменный подход и обеспечен информационный обмен; полностью внедрена реестровая модель, бумажный документооборот исключен;

обеспечена возможность омниканального взаимодействия 24 часа в сутки 7 дней в неделю

развитие государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере)

единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере

информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" интегрирована в единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере;

внедрен искусственный интеллект в информационную систему "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами";

создан сервис "Цифровой социальный помощник";

реализовано создание 3-й очереди единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере;

в единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере внедрен функционал противодействия мошенничеству (антифрод)

2. Граждане

недостаточная правовая грамотность граждан в сфере занятости и трудовых отношений;

отсутствие проактивного получения информации о государственной поддержке

гражданам предоставлена возможность получения проактивной поддержки в поиске работы, предоставлены информационные консультационные сервисы, доступны инструменты защиты трудовых прав

"Цифровой рынок труда"

единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа "Работа в России")

гражданам будет предоставлена возможность получения проактивной государственной поддержки в поиске работы, станут доступны инструменты защиты трудовых прав

3. Работодатели

недостаточная информированность работодателей (контролируемых лиц) по вопросам соблюдения норм трудового права и наличие рисков нарушения трудового законодательства

работодателям предоставлены дополнительные цифровые сервисы для поиска работников и предупреждения риска нарушения трудового законодательства

"Цифровой рынок труда"

единая цифровая платформа "Работа в России"

работодателям будут предоставлены дополнительные цифровые сервисы для поиска работников и предупреждения риска нарушения трудового законодательства

4. Органы государственной власти

потребность органов государственной власти в развитии инструментов обработки больших данных для анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, а также недостаточные технологические возможности для внедрения принципов управления на основе данных в сфере труда и занятости

органам государственной власти обеспечена возможность анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, внедрены принципы управления на основе данных в сфере труда и занятости

"Цифровой рынок труда"

единая цифровая платформа "Работа в России"

органам государственной власти будет обеспечена возможность анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, будут внедрены принципы управления на основе данных в сфере труда и занятости

5. Граждане

недостаточная правовая грамотность граждан в сфере трудовых отношений

гражданам предоставлена возможность получения поддержки в защите трудовых прав

"Цифровой контроль и надзор"

система электронных сервисов на информационном портале "Онлайнинспекция.рф" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф");

автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений

гражданам будет предоставлена возможность получения проактивной защиты трудовых прав

6. Работодатели

недостаточная информированность контролируемых лиц по вопросам соблюдения норм трудового права

работодателям предоставлены цифровые сервисы для предупреждения риска нарушения трудового законодательства

"Цифровой контроль и надзор"

система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф";

автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений

работодателям будут предоставлены дополнительные цифровые сервисы для предупреждения риска нарушения трудового законодательства

7. Органы государственной власти

наличие потребности в развитии инструментов обработки больших данных для анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда;

недостаточные технологические возможности для внедрения принципов управления на основе данных в сфере труда и занятости

для органов государственной власти внедрены принципы управления на основе данных в сфере труда и занятости

"Цифровой контроль и надзор"

система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф";

автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений

органам государственной власти будет обеспечена возможность анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда, будут внедрены принципы управления на основе данных в сфере труда и занятости

8. Граждане, работодатели

недоступность качественной и безопасной цифровой среды в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов

формирование эффективной цифровой среды (экосистемы) и входящих в ее состав сервисов по предоставлению услуг комплексной реабилитации;

достижение "цифровой зрелости" в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий

создание системы комплексной реабилитации единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере

единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов

создан и функционирует цифровой сервис, который содействует повышению количества и качества услуг комплексной реабилитации для граждан;

внедрены цифровые инструменты дистанционного мониторинга за соблюдением трудового законодательства при оформлении электронных кадровых документов

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

юридические лица;

бизнес

недоступность универсальных технологий обработки информации, включая инструменты аналитики больших данных, на уровне субъекта Российской Федерации;

невозможность формирования и накопления лучших управленческих компетенций для принятия решений на основе анализа данных на уровне субъекта Российской Федерации

достижение "цифровой зрелости" в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий

создание системы комплексной реабилитации единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере

единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов

создана технологическая основа для управления на основе данных в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

внедрена технология искусственного интеллекта во внутренние процессы деятельности реабилитационных учреждений, предоставляющих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации

10. Работники, работодатели

современные промышленные технологии и процессы развиваются очень быстро, что ведет к увеличению количества опасностей и рисков на рабочих местах и возрастанию тяжести потенциальных последствий на производстве.

В этой связи с 2022 года в Российской Федерации был осуществлен переход на риск-ориентированную и процессную модель управления охраной труда.

Работодатели и работники организаций (особенно микропредприятий и малого бизнеса) часто не располагают необходимыми ресурсами и компетенциями для грамотной организации системы управления охраной труда, что представляет угрозу жизни и здоровью работников

закрепление в виде принципов основополагающих положений трудового законодательства Российской Федерации (упор на обязанность работодателя обеспечить безопасность не по факту нарушения трудового законодательства, а предупреждение и профилактику опасностей, минимизацию повреждения здоровья работников);

создание и функционирование единой цифровой платформы по охране труда поможет работодателям в предупреждении и профилактике опасностей и минимизации повреждения здоровья работников

создание и развитие единой цифровой платформы по охране труда

единая цифровая платформа по охране труда

создана единая цифровая платформа по охране труда, использующая большие данные, уникальные базы знаний и технологии работы с ними, включая искусственный интеллект, для формирования у работников и работодателей качественных навыков по оценке профессиональных рисков и управлению ими, повышению уровня их компетентности и осведомленности по безопасному проведению работ и созданию безопасных условий труда на рабочих местах.

Единая цифровая платформа по охране труда включает в себя также цифровые сервисы для контроля проведения мероприятий по управлению рисками, мониторингу условий труда в организациях, включая инструменты для проведения самопроверок и аудитов, в том числе общероссийского мониторинга условий труда.

Возможность дальнейшего расширения и развития единой цифровой платформы по охране труда посредством расширения линейки цифровых сервисов для решения актуальных или специализированных задач, связанных с повышением уровня безопасности рабочих мест и компетенций персонала

11. Работники и соискатели работы

трудности в поиске подходящей работы при планировании трудовой деятельности;

недостаток информации о квалификационных требованиях и компетенциях для определенных профессий;

проблемы с обучением и развитием навыков и самообразованием;

отсутствие уверенности в выборе профессии;

проблемы с определением перспектив роста в выбранной профессии

предоставление подробной информации о различных востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, необходимых квалификационных требованиях и компетенциях, что помогает соискателям найти работу, соответствующую их навыкам и интересам;

предоставление подробных описаний профессий, включая необходимые квалификационные требования, навыки и компетенции, что помогает работникам и соискателям лучше понять, какие навыки и знания требуются для успешного выполнения работы;

предоставление информации о необходимых навыках и образовательных программах для различных профессий, что помогает работникам и соискателям планировать свое дальнейшее обучение и развитие;

создание и развитие платформы "Профессиональный информационный портал"

платформа "Профессиональный информационный портал"

создан источник информации о различных востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, необходимых квалификационных требованиях, помогающий соискателям найти работу, соответствующую их навыкам и интересам;

предоставлена возможность работникам и соискателям лучше понимать, какие навыки и знания требуются для успешного выполнения работы, благодаря предоставляемой информации о необходимых квалификационных требованиях, навыках и образовательных программах для различных профессий, что способствует планированию дальнейшего обучения и развития. Благодаря информации о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях и требованиях к ним пользователи могут сделать осознанный выбор профессии;

платформа "Профессиональный информационный портал" предоставляет информацию о разнообразии профессий и требованиях к ним, что может помочь людям сделать осознанный выбор профессии;

предоставление информации о текущих тенденциях на рынке труда и профессиональном росте, что помогает работникам и соискателям оценить перспективы и возможности для развития своей карьеры

предоставление информации о текущих тенденциях на рынке труда и перспективах профессионального роста помогает оценить возможности для развития карьеры. Этот сервис способствует прозрачности рынка труда, облегчая поиск работы и квалифицированных работников, предоставляя информацию о требованиях и компетенциях для определенных профессий, а также о текущих тенденциях и возможностях на рынке труда

12. Работодатели

трудности в поиске квалифицированных работников;

нехватка информации о требованиях и компетенциях для определенных профессий, в том числе при формировании предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов;

отсутствие понимания текущих тенденций и возможностей на рынке труда

предоставление информации о различных профессиях, требованиях к ним и компетенциях; помощь работодателям в поиске подходящих кандидатов;

предоставление подробных описаний профессий, включая необходимые квалификационные требования, навыки и компетенции;

предоставление аналитических материалов по рынку труда и выявление тенденции - работодатели получают возможность быть в курсе изменений и принимать информированные решения

создание и развитие платформы "Профессиональный информационный портал"

платформа "Профессиональный информационный портал"

предоставление обширной информации о различных профессиях, требованиях к ним и компетенциях;

поддержка работодателей в поиске квалифицированных кандидатов

13. Специалисты по карьере и консультанты по трудоустройству

недостаток прозрачной и доступной информации о рынке труда;

трудности в поиске подходящей работы для клиентов;

проблемы клиентов с обучением и развитием навыков

предоставление подробной информации о различных профессиях, включая требования и компетенции, а также текущие тенденции на рынке труда;

предоставление помощи специалистам в поиске подходящих вакансий для своих клиентов на основе их навыков и интересов; платформа "Профессиональный информационный портал" предоставляет информацию о необходимых навыках и образовательных программах для различных профессий, помогая специалистам по карьере и консультантам по трудоустройству в планировании обучения и развития своих клиентов

создание и развитие платформы "Профессиональный информационный портал"

платформа "Профессиональный информационный портал"

предоставление полной информации о различных профессиях, включая требования к ним и компетенции, а также об актуальных трендах на рынке труда

14. Учебные заведения

проблемы с подготовкой студентов к выходу на рынок труда;

недостаток информации о текущих трендах на рынке труда;

трудности адаптации учебных программ к требованиям конкретных профессий в целях обеспечения непрерывной и сбалансированной подготовки кадров, в том числе их опережающей подготовки;

отсутствие квалифицированной информации о прогнозной профессионально-квалификационной структуре занятости на рынке труда, профессиях и специальностях, потребность в которых растет, или будет расти, или будет падать в краткосрочном и среднесрочном периодах

предоставление информации о требованиях к различным профессиям, что помогает учебным заведениям адаптировать свои программы обучения для соответствия текущим требованиям рынка труда; анализ рынка труда и выявление тенденций поможет учебным заведениям быть в курсе изменений и принимать информированные решения о развитии своих образовательных программ;

предоставление подробных описаний профессий, включая необходимые навыки и компетенции, что помогает учебным заведениям адаптировать свои программы для подготовки квалифицированных специалистов;

предоставление подробных и квалифицированных прогнозов занятости с учетом профессионально-квалификационной структуры рынка труда. Данная информация создается как на основе анализа текущих тенденций на рынке труда, так и с учетом регулярного мониторинга планируемой потребности работодателей в кадрах в отраслевом и профессиональном разрезах. Данные о профессиях, требованиях к ним и компетенциях, а также об актуальных трендах на рынке труда позволяют образовательным организациям адаптировать свои программы для подготовки кадров, которые будут наиболее востребованы. Это помогает учебным заведениям улучшить перспективы трудоустройства своих выпускников и не только сохранить, но и улучшить свою репутацию

создание и развитие платформы "Профессиональный информационный портал"

платформа "Профессиональный информационный портал"

предоставление помощи учебным заведениям в адаптации своих программ обучения для соответствия текущим требованиям рынка труда;

предоставление подробной информации о требованиях к различным профессиям, что позволит образовательным организациям адаптировать свои программы для подготовки квалифицированных специалистов;

анализ рынка труда и выявление тенденций дают учебным заведениям возможность быть в курсе изменений и принимать информированные решения о развитии своих образовательных программ;

предоставление подробных и квалифицированных прогнозов занятости с учетом профессионально-квалификационной структуры рынка труда позволило учебным заведениям адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда

15. Органы власти

недостаток прозрачной и доступной информации о рынке труда;

проблемы с подготовкой специалистов к выходу на рынок труда;

трудности адаптации учебных программ к требованиям конкретных профессий;

отсутствие детальных прогнозов по прогнозной профессионально-квалификационной структуре занятости на рынке труда

предоставление подробной информации о различных профессиях, требованиях к ним и компетенциях, а также текущих тенденциях на рынке труда, что способствует прозрачности и доступности такой информации для граждан; предоставление информации о необходимых навыках и образовательных программах для различных профессий, что помогает органам власти в планировании обучения и развития квалифицированных специалистов;

предоставление подробных описаний профессий, включая необходимые навыки и компетенции, что помогает органам власти адаптировать образовательные программы для подготовки квалифицированных специалистов;

интеграция глобальных регулярных опросов среди работодателей относительно планируемой кадровой потребности. Это позволит формировать более точные и актуальные данные о прогнозируемой профессионально-квалификационной структуре занятости на рынке труда.

Включение данных из этих опросов в анализ текущих тенденций и прогнозирование будущих требований позволят точнее понимать, какие навыки и квалификации будут востребованы в будущем, в том числе адекватно планировать образовательные и профессиональные программы, отвечающие потребностям рынка. Предоставление мощного инструмента для поддержки принятия решений в сфере образования и трудоустройства

создание и развитие платформы "Профессиональный информационный портал"

платформа "Профессиональный информационный портал"

предоставление обширного набора функциональных возможностей для улучшения прозрачности и доступности информации о различных профессиях, требованиях и компетенциях, а также текущих трендах на рынке труда в том числе помогает разработать образовательные программы с учетом информации о необходимых навыках и образовательных требованиях для различных профессий;

предоставление подробных описаний профессий с целью помощи Правительству Российской Федерации более точно адаптировать образовательные программы для подготовки квалифицированных специалистов;

интеграция функциональности проведения глобальных опросов среди работодателей относительно планируемой кадровой потребности, что позволяет собирать более точные и актуальные данные для прогнозирования требований рынка труда