Утверждены

приказом Федерального агентства

по делам национальностей

от 22.12.2023 N 211

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ

ПРИКАЗОМ ФАДН РОССИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2022 Г. N 199

1. В разделе I:

а) пункт 2 дополнить словами ", а также носят рекомендательный и разъяснительный характер";

б) в пункте 3:

абзац четвертый дополнить словами "(далее - Федеральный закон N 414-ФЗ)";

абзац пятый дополнить словами "(далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации)";

в абзаце шестом слова "(далее - Стратегия национальной безопасности)" исключить;

абзац седьмой дополнить словами "(далее - Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации)";

после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:

"приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам);";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"С учетом внесенных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 342 значительных изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации, "содействие адаптации иностранных граждан" рекомендуется использовать в качестве синонима "социальной и культурной адаптации иностранных граждан".";

г) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"Социальная и культурная адаптация (содействие адаптации) иностранных граждан в Российской Федерации (далее - социальная и культурная адаптация, содействие адаптации) представляет собой систему организационных, просветительских, образовательных, воспитательных, трудовых (профессиональных), экономических и иных мер, направленных на обеспечение конструктивного приспособления иностранных граждан к новым для них условиям жизни и общественным отношениям, стимулирующих их правопослушное и культурно-адекватное поведение в российском обществе, способствующих реализации ими в соответствии с законодательством Российской Федерации своих прав и обязанностей.";

д) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"Социальная и культурная адаптация (содействие адаптации) осуществляется в целях установления иностранными гражданами социальных отношений, способствующих бесконфликтному проживанию в российском обществе, профилактики их социальной изоляции, а также обеспечения государственной и общественной безопасности.";

е) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"Основными задачами социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан и их несовершеннолетних детей являются:

а) создание условий, способствующих:

успешному освоению ими русского языка;

усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают;

формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры;

приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

б) принятие мер, направленных на недопущение любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, их социальной исключенности, маргинализации и пространственной сегрегации;

в) формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальную и культурную адаптацию (содействие адаптации) иностранных граждан;

г) обеспечение равного доступа иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, к государственным и муниципальным услугам;

д) совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами с целью социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан и членов их семей, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ.".

2. В разделе II:

а) пункт 8 изложить в следующей редакции:

"С целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан в субъектах Российской Федерации рекомендуется определить орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан (далее - уполномоченный орган), предусмотрев закрепление соответствующих полномочий в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.

Уполномоченному органу рекомендуется:";

б) в пункте 8.2 слова "учреждений культуры и спорта" исключить;

в) в пункте 8.5 после слов "и местного самоуправления" дополнить словами "положениям Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации,";

г) пункт 8.7 изложить в следующей редакции:

"Осуществлять методическую поддержку проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, национально-культурных автономий и общественных организаций, реализующих мероприятия в сфере социальной и культурной адаптации (содействия адаптации) иностранных граждан, с целью ее приведения в соответствие с содержанием, целями и задачами деятельности по данному направлению, обозначенными в пунктах 5, 6 и 7 настоящих Методических рекомендаций;";

д) дополнить пунктами 8.9 - 8.12 следующего содержания:

"8.9. Учитывать, что в целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, образовательные организации вправе включать в учебный план общеобразовательной программы курсы, дисциплины (модули), реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ, а также для определения потребности в организации курсов, дисциплин (модулей), в реализации дополнительных общеобразовательных программ по изучению русского языка проводить диагностику обучающихся на уровень владения русским языком в порядке, установленном локальным правовым актом образовательной организации <1>;

--------------------------------

<1> Пункт 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63180).

8.10. Организовать мониторинг реализации общеобразовательными организациями, в которых обучаются несовершеннолетние иностранные граждане, права на проведение диагностики обучающихся на уровень владения русским языком;

8.11. Организовать мониторинг включения общеобразовательными организациями в учебный план общеобразовательной программы курсов, дисциплин (модулей), а также реализации дополнительных общеобразовательных программ по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком;

8.12. Учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 33, пунктом 1 статьи 42 и пунктом 43 статьи 44 Федерального закона N 414-ФЗ полномочия по осуществлению мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан относятся к основным полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также к полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.";

е) в пункте 9.1 слова ", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400," исключить;

ж) в пункте 9.4 слова "целевые группы (обозначены в пункте 6 настоящих Методических рекомендаций)" заменить словами "все целевые группы иностранных граждан (иностранные трудовые мигранты, студенты, несовершеннолетние иностранные граждане и т.д.)".