III. Требования к планам организации работ по ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ

III. Требования к планам организации работ по ликвидации

последствий аварий при транспортировании грузов РМ

6. ПЛА должен быть разработан грузоотправителем или другой организацией, ответственной за реализацию мероприятий (грузополучателем, перевозчиком, АСФ) (типовая структура ПЛА приведена в приложении N 4 к настоящим Правилам).

7. ПЛА должен быть утвержден разработчиком и согласован до осуществления перевозки грузов РМ с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", региональными аварийными формированиями эксплуатирующих организаций и грузоотправителем (по его требованию).

8. В ПЛА должен быть приведен перечень разрешенных к транспортированию грузов РМ и соответствующих им номеров ООН.

9. В ПЛА должен быть приведен порядок оповещения и информирования организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) грузов РМ, а также органов местного самоуправления, соответствующих органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), формирований гражданской обороны, а также территориальных органов МЧС России (главных управлений МЧС России по соответствующим субъектам Российской Федерации) о возникновении аварии при транспортировании грузов РМ.

10. В ПЛА должен быть приведен перечень материально-технических средств, используемых для ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ.

11. В ПЛА должны быть определены возможные категории аварий с транспортируемыми грузами РМ, классифицированных в соответствии с требованиями пункта 7.1.2 НП-053-16.

12. Для аварий I категории <1> в ПЛА должны быть определены мероприятия, проводимые сопровождающим персоналом или персоналом перевозчика и персоналом организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, в том числе в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия), или их совместные действия по:

--------------------------------

<1> Пункт 7.1.2.1 НП-053-16.

визуальному установлению степени повреждения груза;

оповещению и информированию организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) груза РМ;

вызову к месту аварии представителя грузоотправителя (грузополучателя в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия);

проверке и восстановлению (при необходимости) расположения и крепления грузов;

принятию решения о возможности перевозки грузов РМ с составлением акта об аварии при транспортировании грузов РМ с приложением к нему протокола (картограммы) радиометрического контроля грузов РМ.

13. Приведенные в ПЛА мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории <2> должны быть определены с учетом следующих этапов их выполнения:

--------------------------------

<2> Пункты 7.1.2.2 и 7.1.2.3 НП-053-16.

первый этап от момента возникновения аварии до момента прибытия к месту аварии АСФ (или другой организации, указанной в ПЛА);

второй этап от момента прибытия АСФ (или другой организации, указанной в ПЛА) к месту аварии до момента восстановления контроля над грузом РМ и ликвидации последствий аварии;

третий этап от момента окончания работ по восстановлению контроля над грузом РМ, ликвидации последствий аварии и принятия решения о возможности дальнейшей перевозки до реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

14. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на первом этапе должны выполняться сопровождающим персоналом, персоналом перевозчика и персоналом организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, в том числе в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия).

15. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на первом этапе должны включать в себя действия, предусмотренные аварийными карточками на грузы РМ, включая:

оказание первой помощи до оказания медицинской помощи пострадавшим;

принятие мер по предотвращению или тушению пожара;

проведение предварительной оценки последствий аварии и установление ее категории;

установление зоны аварии в соответствии с аварийными карточками на грузы РМ;

оповещение и информирование (в том числе с использованием средств дальней связи) организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) груза РМ, а также органов местного самоуправления, органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), формирований гражданской обороны;

предотвращение влияния других опасных грузов на возможное увеличение масштабов и последствий аварии;

визуальное установление степени повреждения груза;

принятие первичных мер по предупреждению развития радиационной аварии и ее последствий;

проведение учета лиц, которые могли подвергнуться радиационному воздействию на месте аварии.

16. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на втором этапе должны выполняться нештатными АСФ грузоотправителя (или другой организацией, указанной в ПЛА) и (или) региональными аварийными формированиями эксплуатирующих организаций.

17. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на втором этапе должны включать:

обеспечение постоянного радиационного контроля обстановки в зоне аварии (границы зоны аварии могут быть уточнены по результатам радиационного контроля);

проведение индивидуального дозиметрического контроля персонала;

ограждение зоны аварии с установкой знаков радиационной опасности и исключение совместно с органами местного самоуправления свободного доступа населения и работников (персонала), не задействованного в мероприятиях по ликвидации последствий аварии, в зону аварии;

оценку метеорологических условий (включая получение данных о направлении ветра);

установление на границе зоны аварии с наветренной стороны ПРК для контроля за установленным порядком въезда (входа) в зону аварии и выездом (выходом) из нее;

оборудование на ПРК мест для проведения дезактивации транспортных средств, СИЗ, мест проведения санитарной обработки работников (персонала) и населения (при необходимости);

сбор информации о размещении населения, водоемов, обеспечении доступа на территорию аварии;

создание временной системы безопасного обращения с загрязненными СИЗ и оборудованием.

18. При достижении нижеследующих условий мероприятия, предусмотренные вторым этапом ликвидации последствий аварий II и III категории, считаются завершенными:

предотвращено дальнейшее развитие радиационной аварии и ее последствий (восстановлен контроль над грузом РМ);

проведена дезактивация одежды, обуви, СИЗ и кожных покровов персонала;

проведена дезактивация внешних поверхностей груза РМ и транспортного средства.

19. После завершения мероприятий, предусмотренных вторым этапом ликвидации последствий аварий II и III категории, в рамках третьего этапа руководитель работ по ликвидации последствий аварий должен:

обеспечить дезактивацию зоны аварии (радиометрическим контролем должна быть подтверждена достаточность выполненных мероприятий), включая соответствующие участки автомобильной дороги и железнодорожных путей для восстановления дорожного движения;

утвердить акт о ликвидации радиационных последствий аварии с приложением к нему протокола (картограммы) радиометрического контроля зоны аварии и объектов, подвергшихся загрязнению;

принять совместно с грузоотправителем (либо грузополучателем) решение о возможности перевозки груза РМ, в том числе с использованием другого транспортного средства (при необходимости);

восстановить дорожное движение через зону аварии;

проинформировать органы местного самоуправления о результатах ликвидации радиационной аварии и отсутствии радиационной опасности для населения;

передать органам местного самоуправления списки лиц из населения, подвергшихся в результате радиационной аварии радиационному воздействию свыше пределов доз, установленных нормами радиационной безопасности для этой категории облучаемых лиц (для решения вопроса о направлении их на специализированное медицинское обследование);

передать руководителям организаций, чьи работники участвовали в перевозке груза и (или) ликвидации радиационных последствий аварии, списки лиц, подвергшихся радиационному воздействию свыше пределов доз, установленных нормами радиационной безопасности для этой категории облучаемых лиц (при необходимости их направления на специализированное медицинское обследование).

20. ПЛА должен пересматриваться не реже одного раза в 5 лет, а также по результатам расследования аварий при транспортировании грузов РМ, при изменении условий транспортирования грузов РМ.