I. Ошибки организации и ведения бухгалтерского учета, недостатки во внутренних методических документах

I. Ошибки организации и ведения бухгалтерского учета,

недостатки во внутренних методических документах

1. По итогам анализа представленных ломбардами выписок из учетных политик в редакциях, утвержденных для ведения учета и составления отчетности за 2022 год, выявлено, что в ряде случаев учетные политики составлены по формальному принципу, а именно:

- содержат набор цитат и норм из различных непрофильных законов и нормативных актов;

- используется типовая форма без необходимой детализации положений для конкретного ломбарда и особенностей его деятельности;

- содержат положения по регулированию операций, не относящихся к деятельности ломбарда;

- имеют неактуальные и (или) ошибочные ссылки на законодательные акты;

- не содержат всех значений уровней существенности показателей.

2. В разработанных в составе учетных политик рабочих планах счетов ломбардов выявлено:

- отсутствие порядка формирования лицевых счетов (аналитики) или наличие только общего описания;

- отсутствие подхода к применению счетов по выданным займам и по выданным микрозаймам;

- отсутствие информации о внебалансовых счетах (организация учета залогов и вещей, принятых на хранение);

- отражение в плане счетов ломбардов счетов учета, которые ломбардами не могут применяться в связи с установленными законодательством ограничениями;

- отсутствие счетов по учету расчетов по процентам по выданным займам, резервов под обесценение выданных займов и корректировок выданных займов или некорректное их использование (например, внутри отчетного периода указаны существенные обороты по счетам учета резервов под обесценение, при этом на конец отчетного периода указано значение 0; по займам физическим лицам - резидентам резерв под обесценение числится на счете 489 (физические лица - нерезиденты)).

3. В представленных ломбардами внутренних документах (учетной политике) выявлено отсутствие четкой методологии оценки и формирования резерва под обесценение выданных займов, оцениваемых по амортизированной стоимости. Также в документах ломбардов не определен перечень признаков обесценения выданных займов (например, просрочка, реструктуризация займа, выемка залога). Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 3.9 Положения Банка России от 25.10.2017 N 612-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями" (далее - Положение Банка России N 612-П) резерв под обесценение рассчитывается при наличии признаков обесценения.

Кроме того, при проверке процедур оценки резерва под обесценение выданных займов выявлено нарушение ломбардами порядка применения эффективной ставки процента.

Понятие эффективной ставки процента для целей Положения Банка России N 612-П определено пунктом 9 МСФО (IAS) 39 и предусматривает следующий порядок применения:

- при первоначальном признании договора займа на основании профессионального суждения устанавливается, является ли процентная ставка по договору займа соответствующей рыночным условиям;

- если ставка по договору не рыночная, эффективная ставка процента рассчитывается исходя из рыночных процентных ставок.

При этом, если разница между амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием метода эффективной ставки процента, и амортизированной стоимостью, рассчитанной с использованием линейного метода признания процентного дохода, не является существенной, то метод эффективной ставки процента может не применяться.

Эффективная ставка процента должна включать все прочие доходы и расходы неразрывно связанные с финансовым инструментом (комиссии, обязательные страховки и пр.).

Оценка резерва под обесценение выданного займа должна осуществляться ломбардом в соответствии с пунктом 3.10 Положения Банка России N 612-П.

Согласно пункту 1.6 Положения Банка России N 612-П ломбард вправе утвердить во внутренних документах и последовательно применять собственный метод оценки резерва под обесценение выданных займов, в случае если разница в оценке резерва под обесценение и признанных убытков от обесценения, установленных пунктом 3.10 Положения Банка России N 612-П, и величиной резерва под обесценение и признанных убытков от обесценения, рассчитанных с использованием метода оценки, утвержденного ломбардом, не является существенной.

Критерии существенности должны разрабатываться ломбардом с учетом пункта 7 МСФО 9 (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и утверждаться в учетной политике.

Ломбарды могут не отражать на счетах бухгалтерского учета резерв под обесценение выданных займов только при выполнении условий, установленных пунктом 1.6 Положения Банка России N 612-П, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами.

4. В отношении привлеченных заемных средств, классифицированных в категорию "учитываемые по амортизированной стоимости", по которым процентные ставки отличаются от рыночных, ломбарды не проводили оценку стоимости по требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

Так, полученные беспроцентные займы от учредителей - физических лиц не оценивались на предмет нерыночных условий и по ним не рассчитывалась дисконтированная стоимость предстоящих платежей.