СУДОПРОИЗВОДСТВО

Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя снять ограничения на применение мер предварительной защиты по некоторым административным искам в сфере охраны объектов культурного наследия (12.04.2024)

Статья 85, часть 4 статьи 87 и статья 211 КАС РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку они, устанавливая возможность применения судом, рассматривающим в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, административное исковое заявление о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, мер предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого акта к административному истцу, необоснованно ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску.

Впредь до внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование:

- при рассмотрении указанного административного искового заявления суд вправе применить меру предварительной защиты по административному иску в виде возложения на владельца такого объекта или земельного участка, на котором он расположен (в случае неустановления владельца соответствующего объекта), обязанности воздержаться от его сноса;

- если владелец соответствующего объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или владелец земельного участка, на котором он расположен (в случае неустановления владельца самого объекта), не является лицом, участвующим в деле, то суд при применении данной меры предварительной защиты обязан привлечь владельца к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П)