Утверждены

распоряжением ОАО "РЖД"

от 16 января 2024 г. N 82/р

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПАССАЖИРОВ

И ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ

ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ, УТВЕРЖДЕННЫЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО "РЖД" ОТ 26 АВГУСТА 2020 Г. N 1827/Р

1. В пункте 1.2 после слов "(далее - вокзалы)" дополнить словами "остановочных пунктов,".

2. В пункте 2.2 изложить в следующей редакции:

"Подготовка работников, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров, должна осуществляться в соответствии с пунктом 8.1 СТО РЖД 03.001-2022 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 18 ноября 2022 г. N 2977/р (далее - СТО РЖД 03.001-2022), а также с Положением об организации профессионального обучения в ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением от 21 марта 2022 г. N 675/р.

3. По тексту Корпоративного порядка слова "СТО РЖД 03.001-2019" заменить на "СТО РЖД 03.001-2022".

4. В пункте 2.4 второй абзац исключить.

5. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Проекты локальных нормативных актов ОАО "РЖД", связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, должны быть согласованы с Департаментом пассажирских перевозок".

6. В пункте 3.3:

а) второй абзац исключить;

б) добавить абзац следующей редакции:

"Меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме, разрабатываются в форме Порядка обслуживания маломобильных пассажиров на вокзальных комплексах/остановочных пунктах (далее - Порядок обслуживания маломобильных пассажиров). Порядок обслуживания маломобильных пассажиров разрабатывается с учетом местных условий работы, имеющихся на объектах пассажирской инфраструктуры, технических средств и обслуживающего персонала в соответствии с типовым порядком обслуживания, приведен в приложении N 1 Методики организации работы по обслуживанию маломобильных пассажиров на объектах пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2020 г. N 2868/р".

7. В пункте 4.1.1:

а) в первом абзаце добавить предложение следующего содержания:

"Заявка - это зарегистрированное обращение маломобильного пассажира (его представителя) в Центр содействия мобильности ОАО "РЖД" о необходимости предоставления ему услуг, оформленное в соответствии с формой, в которой указывается станция/остановочный пункт посадки в поезд или высадки из него, опубликованной на сайте ОАО "РЖД", самостоятельно или с помощью оператора";

б) добавить третий абзац следующего содержания:

"В соответствии с п. 107 Приказа Минтранса России от 5 сентября 2022 г. N 352 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" (далее - Правила перевозок N 352) перевозка пассажиров из числа инвалидов, транспортировка которых возможна только в лежачем положении (при отсутствии возможности использования для передвижения кресла-коляски), осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего помощь пассажиру из числа инвалидов, в том числе обеспечивающего (организующего) его транспортировку".

8. Пункт 4.1.3 исключить.

9. По тексту корпоративного порядка слово "Регламент/Регламент ЦСМ" в соответствующем числе и падеже заменить словом "Порядок/Порядок ЦСМ" в соответствующем числе и падеже.

10. В пункте 4.1.4:

а) во втором абзаце слова "от 25 июня 2018 г. N 1338/р" заменить на "от 25 октября 2021 г. N 2289/р.";

б) второй абзац дополнить словами "Информация о предоставляемых услугах и порядке их получения публикуется на сайте ОАО "РЖД" и предоставляется операторами ЦСМ РЖД при обращении пассажиров по установленным каналам связи.";

в) абзацы 3 - 6 исключить.

11. Пункт 4.2.1 изложить в следующей редакции:

"При входе в здание вокзала человека, передвигающегося в кресле-коляске, с белой тростью или иного маломобильного пассажира, имеющего очевидные внешние признаки физических ограничений, представители владельца инфраструктуры, в том числе работники входного контроля, должны незамедлительно выяснить, нужна ли пассажиру помощь при получении услуг по перевозке железнодорожным транспортом и при необходимости организовать ее".

12. В пункте 4.2.3 слова "пунктом 11.2" заменить на слова "пунктом 7.2".

13. Пункт 4.2.4 изложить в следующей редакции:

"Работники владельца инфраструктуры предоставляют маломобильным пассажирам услуги сопровождения при передвижении по территории объектов пассажирской инфраструктуры для получения услуг, по всем имеющимся функциональным зонам объекта, связанных с предоставлением услуги перевозки пассажиров, при выгуле собаки-проводника (при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, выдаваемого по форме и в установленном порядке, согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи").

Оказывают помощь при:

приобретении билетов;

проведении досмотровых мероприятий;

проходе через турникеты;

перемещении предметов, находящихся при маломобильном пассажире, вес и размеры которых не превышают норму бесплатного провоза ручной клади, установленную Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 810 весом не более 36 кг в количестве до двух мест (для вагонов с 2-местными купе (СВ) не более 50 кг и до трех мест), размер ручной клади по сумме трех измерений не должен превышать 180 см;

посадке в пассажирские поезда и высадке из них в соответствии с пунктом 8.6 СТО РЖД 03.001-2022;

оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда;

посадке в автотранспортное средство инвалида или автотранспортное средство, перевозящее инвалида (например, социальное такси);

предоставлении информации, связанной с получением маломобильными пассажирами услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, в том числе пассажирам с нарушениями слуха - посредством артикуляции, письменным способом или с использованием технических средств, отображающих информацию, пассажирам с нарушением зрения - озвучивая необходимую информацию.

При этом не требуется постоянно находиться рядом с маломобильным пассажиром в период ожидания поезда или транспортного средства".

14. В пункте 4.3.5 слова "в поездах "Сапсан", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 27 ноября 2019 г. N 2642/р;" заменить на слова "в высокоскоростных поездах "Сапсан", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 28 сентября 2023 г. N 2448/р".

15. Пункт 4.3.7 изложить в редакции:

"Пассажирам с детьми и инвалидам, имеющим ограниченную способность к передвижению, разрешается провозить при себе в поездах сверх установленной нормы провоза ручной клади без взимания платы соответственно детскую и инвалидную коляски, а также иные необходимые для их передвижения технические средства реабилитации в соответствии с п. 185 Правил перевозок N 352".

16. В пункте 4.3.8 слова "пункту 125 Правил перевозок пассажиров и багажа" заменить на слова "пункту 204 Правил перевозок N 352".

17. В пункте 5.1 слова "Единого информационно-справочного центра ОАО "РЖД" (далее - ЕИСЦ ОАО "РЖД")" заменить на слова "Центра поддержки клиентов ОАО "РЖД" (далее - ЦПК РЖД)".

18. В пункте 5.2 после слов "На вокзалах" добавить слово "обеспечивается".

19. В пункте 5.3:

а) первый и второй абзац изложить в следующей редакции:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду распоряжение ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N 1263р, а не N 1263/р.

"Перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами достоверной информации (в наглядной и доступной форме), в соответствии с перечнем, определенным пунктом 5 Правил оказания услуг. Владелец инфраструктуры определяет места размещения информационных стендов и разрабатывает совместно с перевозчиком дизайн-макеты в соответствии с требованиями Руководства по применению единой навигационной системы для вокзалов и остановочных пунктов холдинга "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 4 июня 2013 г. N 1263/р.";

б) в последнем абзаце слова "ЕИСЦ ОАО "РЖД" заменить на "ЦПК РЖД".

20. В пункте 6.1:

а) слова "от 20 февраля 2017 г. N 327/р "Об обеспечении доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирского комплекса вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию, модернизацию объектов пассажирской инфраструктуры, а также закупаемых пассажирских вагонов для перевозки инвалидов" заменить на слова "от 26 июня 2023 г. N 1591/р "Об обеспечении доступности железнодорожного транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения";

б) последнее предложение исключить.

21. В пункте 7.1 слова "15 июля 2016 г. N 1427/р" заменить на "22 ноября 2022 г. N 3027/р".

22. Пункт 7.2 изложить в следующей редакции:

"Результаты паспортизации, вносятся в Информационную Систему "Доступность пассажирской инфраструктуры и подвижного состава для пассажиров из числа инвалидов" (ИС ДМГН) в которой формируется Реестр доступности и проводится анализ мероприятий, направленных на повышение уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вокзалов, вагонов поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования.".

КонсультантПлюс: примечание.

Приложения не приводятся.

23. В Приложении N 1 абзац 15 после слов "поселения, муниципального района, городского округа" добавить слова "порядки, определяющие".

24. Приложение N 3 изложить в новой редакции (прилагается).

25. В приложении N 4 внести следующие изменения:

а) в пункт 4.3 добавить название 7 картинки "Приглашаю";

б) пункт 5.1 изложить в следующей редакции:

"При общении с пассажирами, испытывающими затруднения в речи, не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека. Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ общения или альтернативные виды коммуникации, например, написать то, что он хочет сказать, или напечатать, используя телефон, планшет или иное оборудование и специальные приложения, карточки.

Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.

Не перебивайте и не поправляйте пассажира, который испытывает затруднения в речи, на выражение мыслей таким пассажирам может потребоваться больше времени. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с пассажиром, испытывающим затруднения с речью, займет у вас больше времени. При продаже билета, предложите ему написать, необходимую информацию о поездке, также как при работе с пассажирами с нарушением слуха";

в) в пункте 6.3 первый абзац дополнить предложением следующего содержания: "У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.";

г) в пункте 6.3 третий абзац дополнить словами "Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно. У пассажиров (особенно у лиц с расстройствами акустического спектра) могут проявляться повторяющиеся действия, которые могут приобретать навязчивый характер, необходимо учитывать, что такие проявления могут быть обусловлены стрессом и незнакомой обстановкой.";

д) Последнее предложение пункта 6.4 изложить в следующей редакции: "Обеспечьте свою личную безопасность, при необходимости вызовите полицию".

26. Приложение N 5 изложить в новой редакции (прилагается).