Утверждены

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 30 ноября 2023 г. N 849

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА

ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ,

РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СТАРШЕЕ

ПОКОЛЕНИЕ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"

1. Методические рекомендации по расчету показателей эффективности пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" (далее соответственно - методические рекомендации, пилотный проект, система долговременного ухода), разработаны с целью оценки результативности и эффективности реализации пилотного проекта.

2. Методические рекомендации предназначены для исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченные органы).

3. В целях оценки результативности и эффективности реализации пилотного проекта определены следующие целевые результаты:

а) медицинские целевые результаты:

снижение уровня (частоты) госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в медицинские организации;

снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода;

снижение частоты обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода;

б) социально-экономические целевые результаты:

рост численности занятых за счет создания новых рабочих мест помощников по уходу в системе долговременного ухода в организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации;

рост численности родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания субъектов Российской Федерации;

доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода;

рост дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов;

снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание;

снижение платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

в) дополнительный целевой результат: рост коэффициента стабильности кадров.

Измерение достижения данных целевых результатов реализации пилотного проекта осуществляется на основе расчета показателей эффективности реализации пилотного проекта согласно приложению к методическим рекомендациям (далее - показатели эффективности).

4. Сведения по показателям эффективности представляются уполномоченными органами в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации со следующей периодичностью:

ежегодно для 34 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта с 2018 г. до 1 сентября 2023 г. <1> (далее - 34 субъекта Российской Федерации);

--------------------------------

<1> Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".

раз в полгода для 55 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта с 1 сентября 2023 г. <2> (далее - 55 субъектов Российской Федерации);

--------------------------------

<2> Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 августа 2023 г. N 681 "О реализации в 2023 году в Российской Федерации Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, и внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".

ежегодно для всех субъектов Российской Федерации, начиная с 2025 г.

5. Отчетными периодами в целях методических рекомендаций являются:

для 34 субъектов Российской Федерации - текущий год;

для 55 субъектов Российской Федерации - текущее полугодие.

6. Периодами, предшествующими отчетному, в целях методических рекомендаций являются:

для 34 субъектов Российской Федерации - предыдущий год;

для 55 субъектов Российской Федерации - предыдущее полугодие.

7. Сведения, представляемые ежегодно, направляются уполномоченными органами в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 квартала года, следующего за отчетным, а сведения, представляемые раз в полгода, - не позднее одного месяца, следующего за отчетным периодом.

8. При расчете показателей эффективности, предусмотренных пунктами 1 - 3 приложения к методическим рекомендациям, учитываются все граждане, получающие и получившие в отчетном периоде услуги по уходу, вне зависимости от причины выбытия из состава лиц, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода.

9. При расчете показателя эффективности "Численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в организациях социального обслуживания, в том числе в государственных и негосударственных организациях социального обслуживания" в численность работников, занятых на должностях помощников по уходу, включаются все работники, отработавшие не менее 1 месяца по срочному трудовому договору, а также не отработавшие полный год по причине расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия.

При расчете данного показателя эффективности учитываются работники, осуществляющие трудовую деятельность как по основному месту работы, так и по совместительству.

10. При расчете показателей эффективности "Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания", "Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода" следует учитывать, что к родственникам и другим лицам, осуществляющим уход за гражданами, нуждающимися в уходе, которые приняты на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания, относятся лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей (далее - лица, осуществляющие уход).

11. При определении численности лиц, осуществляющих уход, в рамках показателя эффективности "Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания" социальные работники, помощники по уходу или какие-либо иные лица, осуществляющие предоставление социальных услуг в соответствии с Федеральным законом 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в расчет не включаются.

12. При расчете показателя эффективности "Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода" учитываются граждане, имевшие на начало и конец отчетного периода статус занятых.

13. При расчете показателя эффективности "Сумма дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов" учитываются работники, осуществляющие трудовую деятельность в должности "помощник по уходу" как по основному месту работы, так и по совместительству.