Глоссарий

Готовность к профессиональному самоопределению (ГПС) - способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.

Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория - путь освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемых обучающимися совместно с педагогами-навигаторами через использование возможностей образовательной среды.

Карьера - траектория развития человека в рамках профессиональной деятельности. Представляет собой последовательность образовательных и профессиональных событий, которые проходит человек от начала трудовой деятельности до ее завершения.

Карьерная грамотность - способность использовать знания, умения и навыки для решения задач профессионального самоопределения (инструментальная сторона профессионального самоопределения), например, знания об устройстве рынков труда и возможностях профессионального образования, навыки работы с образовательными ресурсами, навыки постановки карьерных целей и т.д.

Контентно-информационный комплекс (КИК) "Конструктор будущего" - цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы "Билет в будущее" (далее - Платформы) по формированию профориентационных мероприятий в классе. Контент КИК содержит в себе материалы: вводного (мотивационного) урока; тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 класс; виртуальной выставки (мультимедийной экспозиции "Лаборатория будущего" в онлайн-формате); "виртуальных профпроб" (моделирующих онлайн-проб на базе Платформы); профориентационно значимого контента для внеурочной деятельности и основных образовательных предметов, работы с родителями; рефлексивного занятия.

Компетенция - комплексная способность, обеспечивающая готовность человека к решению той или иной группы профессиональных задач (профессиональная компетенция) или задач надпрофессионального либо внепрофессионального характера (универсальная компетенция).

Мероприятия по профессиональному выбору - профориентационные практические мероприятия разных видов, предусматривающие включение работы наставника: например, профессиональные пробы, экскурсии профориентационной направленности (на территории работодателей или профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования), мультимедийные выставки и т.д. Предполагают эмоционально-деятельностную вовлеченность обучающихся.

Мультимедийная выставка - интерактивная экспозиция с использованием мультимедийных технологий для профессиональной ориентации и выбора будущей профессии.

Общеобразовательная организация - образовательная организация РФ, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Партнер - юридическое лицо, осуществляющее ресурсную поддержку профориентационной программы общеобразовательной организации на основании соглашения. Может быть представлено компанией-работодателем, профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования (ВО), органом власти, иной организацией.

Педагог-навигатор (ответственный за профессиональную ориентацию обучающихся) - специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования (ДО).

Платформа <1> - многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа, на которой размещаются профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся "Билет в будущее" (далее - Проекта): регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, где размещается расписание мероприятий, реализуется программа дополнительного профессионального образования (ДПО, или повышение квалификации) для педагогов-навигаторов.

--------------------------------

<1> Размещена по адресу https://bvbinfo.ru/

Проектная деятельность обучающихся <2> - это профориентационно значимая деятельность, осуществляемая обучающимися при поддержке педагога (или эксперта) по решению актуальной проблемы, ограниченная во времени и завершающаяся созданием продукта, способствующего решению обозначенной проблемы.

--------------------------------

<2> Здесь и далее имеется в виду проектная деятельность, осуществляемая обучающимися организаций общего образования преимущественно в учебных целях.

Профориентационная онлайн-диагностика - стандартизированная методика <3> оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств подростка, прямо или косвенно связанных с выбором профессиональных и образовательных траекторий.

--------------------------------

<3> При разработке и использовании профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала.

Профориентационный минимум - единый набор профориентационных практик и инструментов профориентационной работы с обучающимися всех общеобразовательных организаций РФ (включая отдаленные и труднодоступные территории), отражающий запрос общества (основных институциональных субъектов), в результатах профориентационной работы с обучающимися.

Профессиональный выбор - решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального самоопределения).

Профессиональная ориентация обучающихся - комплексная подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с их личностными качествами, интересами, способностями, состоянием здоровья, а также с учетом потребностей развития экономики и общества. Реализуется в учебной, воспитательной и иных видах образовательной деятельности.

Профессиональная проба (профпроба, проба) - мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики самим участником и оценку ее наставником, способствующее сознательному, обоснованному проектированию образовательно-профессиональной траектории.

Профессиональное самоопределение - процесс и результат:

1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов (смысловая сторона профессионального самоопределения);

2) овладения необходимым для этого инструментарием: знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями (инструментальная сторона профессионального самоопределения).

Профориентационный урок - интерактивное занятие для обучающихся 6 - 11 классов (программы адаптированы отдельно для каждой возрастной группы) общеобразовательных организаций профориентационного содержания. Представляет собой занятие мотивационно-вовлекающего, информационно-просветительского, личностно-развивающего характера.

Рекомендация - документ с предложениями по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории как пути освоения универсальных и профессиональных компетенций. Формируется в соответствии с выявленными интересами, знаниями и навыками обучающегося, выбранными профессиональными направлениями (профессиональными областями деятельности).