Приложение

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 99 Федерального закона N 273-ФЗ регламентируется:

1. финансовое обеспечение реализации образовательных программ в Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ;

2. нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся);

3. в объем финансового обеспечения реализации образовательной программы включаются затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Статьей 79 Федерального закона N 273-ФЗ регламентируется:

1. содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

2. общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися;

3. под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика реализации образовательных программ общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определена Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115, в частности предусмотрены следующие особенности:

- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

- специальные технические средства коллективного и индивидуального пользования;

- услуги ассистента (помощника);

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- адаптированный доступ в здания;

- иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- учителя-логопеда на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 обучающихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

В целях унификации подходов к расчету нормативных затрат при обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования предлагаются методика и инструментарий определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ.

В соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в состав норматива финансового обеспечения государственных гарантий при предоставлении субвенций местным бюджетам включаются следующие направления затрат:

- затраты на оплату труда,

- затраты на приобретение учебников и учебных пособий,

- затраты на приобретение средств обучения, игр, игрушек.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ Минпросвещения России от 22.09.2021 N 662, а не N 661.

В методике и инструментарии определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации используются базовые подходы к расчету нормативных затрат, представленные в Общих требованиях к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, применяемые при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минпросвещения России от 22 сентября 2021 г. N 661.

Методика рекомендуется к применению при расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, к чьим полномочиям относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, при расчете субвенции в части нормативных затрат на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, расходы на приобретение материальных запасов (средств обучения, игр, игрушек);

- органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, в ведении которых находятся организации, оказывающие услуги начального общего, основного общего, среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, при расчете субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ;

- органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования в ведении которых находятся организации, оказывающие услуги начального общего, основного общего, среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, при расчете субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ.

Значение норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования (далее - норматив финансового обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) определяется в расчете на одного обучающегося по очной форме обучения по формуле:

00000001.wmz, где:

nijk - объем затрат по i-тому уровню общего образования по j-той нозологической группе по k-тому направлению затрат в составе субвенции, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, в том числе оплата труда, приобретение материальных запасов (средств обучения, игр и игрушек), учебников и учебных пособий и тд.