1. Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов

1

Архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок

ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - 125-ФЗ)

В соответствии с "Положением о порядке учета архивных документов при приватизации государственного и муниципального имущества", утвержденным приказом Росархива от 06.11.1996 N 54 и распоряжением Госкомимущества России от 22.10.1996 N 1131-р (зарегистрировано Минюстом России 13.11.1996, регистрационный N 1153), организации составляют перечень видов архивных документов с указанием их объемов, не подлежащих приватизации. Эти документы исключаются из состава имущества приватизируемой организации и остаются в государственной или муниципальной собственности, независимо от места их будущего хранения (см. также ч. 3 ст. 10 125-ФЗ). При заключении сделок продажи, мены, дарения, а также иных сделок с имуществом организации, архивные документы не могут быть объектами сделок и не могут быть указаны в качестве объектов в соответствующих договорах.

2

Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны создавать архивы

ч. 1 ст. 13 125-ФЗ

Вопросы соблюдения данного обязательного требования отражены в пп. 2, 3 "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях", утвержденных приказом Росархива от 31.07.2023 N 77 (зарегистрирован Минюстом России 06.09.2023, регистрационный N 75119; далее - Правила 2023).

Архив государственного органа, органа местного самоуправления может быть создан в форме:

- юридического лица;

- структурного подразделения государственного органа, органа местного самоуправления;

- подразделения в составе структурного подразделения государственного органа, органа местного самоуправления.

Организации могут не создавать архив в указанных формах, но в таком случае они должны оформить возложение трудовых (должностных) обязанностей по организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (далее - АФ РФ) и других архивных документов, а также по обеспечению деятельности архива на конкретного работника.

Архив, созданный в форме юридического лица, в своей деятельности руководствуется уставом, в котором должны быть прописаны вопросы организации хранения, комплектования, учета и использования документов АФ РФ и других архивных документов. Устав утверждает руководитель государственного органа, органа местного самоуправления.

Архив, являющийся структурным подразделением или подразделением в составе структурного подразделения, руководствуется положением о структурном подразделении, а также положением об архиве, утверждаемым руководителем или уполномоченным им лицом организации. Положение определяет задачи и функции архива. Положение о центральном архиве федерального органа власти должно составляться на основе "Примерного положения о центральном архиве федерального органа государственной власти, иного федерального органа", утвержденного приказом Росархива от 25.02.2019 N 30; а положение об архиве организации - на основе "Примерного положения об архиве организации", утвержденного приказом Росархива от 11.04.2018 N 42.

Организации вправе создавать архивы как структурные подразделения.

3

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами

ч. 5 ст. 14 125-ФЗ

Основными нормативными правовыми актами, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении архивной деятельности, являются:

Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"

приказ Росархива от 02.03.2020 N 24 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях";

приказ Росархива от 01.09.2017 N 143 "Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации";

приказ Росархива от 09.12.2020 N 155 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования научно-технической документации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях";

приказ Росархива от 31.07.2023 N 77 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях";

законы субъектов Российской Федерации иные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере архивного дела;

муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере архивного дела.

4

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации (далее - организации) должны обеспечивать финансовые условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов

ч. 1 ст. 15 125-ФЗ

Государственные органы, органы местного самоуправления и бюджетные организации при составлении бюджетной росписи, бюджетной сметы, в соответствии с классификацией расходов бюджетов, обязаны выделять средства, обеспечивающие соблюдение нормативных требований к организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Предложения по выделению средств должны быть направлены уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела, органу местного самоуправления. Необходимые расходы должны предусматривать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В отношении таких граждан региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в том случае, если они выступают источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов.

5

Организации должны обеспечивать материально-технические условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов

ч. 1 ст. 15 125-ФЗ

Вопросы соблюдения данного обязательного требования отражены в пп. 4, 76 - 93, 132, 135 - 139, 148, 150 - 156, 166 Правил 2023.

Общие требования к оснащению помещений для архива

Помещения архива, где постоянно или временно хранятся архивные документы, оснащаются металлическими одно- и (или) двухсторонними стационарными и (или) мобильными стеллажами, шкафами, сейфами, или контейнерами.

В качестве специального оборудования возможно использование стационарных отсеков-боксов с металлическими перегородками и полками.

Металлические стеллажи, шкафы и контейнеры используются для хранения фонодокументов, видеодокументов и электронных архивных документов на физически обособленных носителях с магнитным рабочим слоем только при условии их размагничивания и заземления (п. 151 Правил 2023). Требования к конструкции стеллажей, металлических шкафов и антресолей устанавливаются ГОСТ Р 56356-2015 "Стеллажи металлические для архивов. Технические условия", ГОСТ Р 56513-2015 "Шкафы металлические архивные. Технические условия".

При расстановке стеллажей в архивохранилище предпочтение должно отдаваться их перпендикулярной ориентации по отношению к стенам с оконными проемами и размещению на удалении не менее 1 м от источников тепла.

При расстановке стеллажей (сейфов, шкафов) в архивохранилище рекомендуется предусматривать следующие расстояния между:

- рядами стеллажей (главный проход) - не менее 120 см;

- рядами стеллажей (межстеллажный проход) - не менее 75 см;

- стеллажами, параллельными стене, и наружной стеной здания - не менее 75 см;

- торцом стеллажа и стеной - не менее 45 см;

- верхней полкой стеллажа и потолком - 50 см;

- нижней полкой стеллажа и полом - не менее 15 см (в цокольных этажах - не менее 30 см).

Хранение архивных документов в транспортной таре, в штабелях, на полу, подоконниках, лестничных площадках и других, не предназначенных для их хранения местах, не допускается.

Архивные документы, за исключением электронных архивных документов, находящихся в СХЭД, размещаются в первичных средствах хранения:

- на бумажном носителе - в коробках, папках, конвертах;

- аудиовизуальные документы - в коробках, бюксах, конвертах;

- электронные архивные документы на физически обособленных носителях - в упаковке, рекомендованной производителями носителей.

Носители электронных и аудиовизуальных документов располагаются отдельно от документов на бумажном носителе (в отдельных помещениях в соответствии с требованиями к температурно-влажностному режиму (п. 88 Правил 2023).

На первичном средстве хранения архивных документов указываются номер и название фонда, номер описи дел, документов, крайние номера единиц хранения, размещенных в нем.

Выбор способа хранения архивных документов (горизонтальный или вертикальный) в оборудованном архивохранилище определяется конструкцией стеллажа (длиной и шириной полок, расстоянием между ними и количеством полок). При вертикальном способе хранения документов рекомендуется использовать жесткие переплеты, чтобы избегать деформирования документов.

Материально-технические условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования электронных архивных документов

К материально-техническим условиям для комплектования, хранения, учета и использования электронных архивных документов в организациях, в зависимости от выбранного способа хранения электронных архивных документов, в соответствии с пп. 4, 132 Правил 2023 относятся:

а) наличие в организации системы хранения электронных документов (далее - СХЭД), соответствующей нормативно установленным функциональным требованиям и, согласно пп. 135, 136, 137 Правил 2023, информационно и функционально совместимой с системой электронного документооборота и иными информационными системами организации. Для источников комплектования - совместимой с соответствующими информационными системами государственных (муниципальных) архивов и уполномоченных органов исполнительной власти в сфере архивного дела;

б) наличие в организации архивохранилища, в котором созданы оптимальные условия хранения согласно п. 88 Правил 2023, предназначенного для хранения физически обособленных носителей электронных архивных документов.

Функциональные требования к СХЭД органов государственной власти установлены также "Типовыми функциональными требованиями к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов в архивах государственных органов", утвержденными приказом Росархива от 15.06.2020 N 69 (далее - ТФТ).

СХЭД должна выполнять функцию по приему электронных документов на архивное хранение в установленном порядке. Разъяснения о реализации этой функции даны в пп. 137, 147, 148, 150 Правил 2023, пп. 4.3, 4.4, 4.10 ТФТ, положения которых подразумевают, что при приеме-передаче в СХЭД включаются:

- электронные архивные документы;

- регистрационно-учетные сведения (метаданные) электронных архивных документов;

- регистрационно-учетные сведения об электронных делах;

- регистрационно-учетные сведения об описях электронных документов.

Регистрационно-учетные сведения (метаданные) включаются в архивные учетные формы (далее - АУФ) в соответствии с пп. 138, 139 Правил 2023.

При поступлении электронных документов СХЭД должна осуществлять автоматическую проверку:

- наличия всех файлов, составляющих электронный документ; необходимых регистрационно-учетных сведений (метаданных) об электронных документах, электронных делах по номенклатуре дел;

- файлов электронных документов и файлов описей электронных документов на наличие вредоносного программного кода;

- наличия в метаданных документа сведений о проверке подлинности электронной подписи передаваемого электронного документа на момент его подписания и (или) получения.

При включении электронных документов в СХЭД в электронной форме учета поступления и выбытия должна фиксироваться следующая информация:

- дата поступления электронных архивных документов (единиц хранения);

- наименование организации (структурного подразделения), от которой поступили электронные документы (единицы хранения);

- наименование, номер и дата документа, по которому поступили электронные архивные документы (единицы хранения);

- указание на категорию срока хранения передаваемых электронных архивных документов (единиц хранения) (постоянного срока хранения, временного (свыше 10 лет) срока хранения, по личному составу);

- указание на срок хранения электронных архивных документов;

- количество передаваемых электронных документов (единиц хранения) и количество относящихся к ним файлов";

- указание должности, фамилии и инициалов работника (государственного, муниципального служащего), передающего документы;

- указание должности, фамилии и инициалов работника (государственного, муниципального служащего), принимающего документы;

- ссылки на АУФ в СХЭД.

В соответствии с п. 137 Правил 2023, пп. 4.10, 4.13 ТФТ в СХЭД включаются и хранятся:

- электронные архивные документы;

- регистрационно-учетные сведения (метаданные) электронных архивных документов;

- регистрационно-учетные сведения об электронных делах;

- регистрационно-учетные сведения об описях электронных документов их разделах и подразделах;

- регистрационно-учетные сведения о фонде.

В СХЭД также должны включаться и храниться электронные копии документов на бумажном носителе в случае, если они относятся к одному заголовку, индексу и сроку хранения по номенклатуре дел, что и связанные с ними электронные документы, согласно разделу XI Правил 2023.

СХЭД должна быть способна обеспечивать восстановление электронных архивных документов из их резервных копий (экземпляров) в случае утраты или потери целостности электронных архивных документов.

С помощью СХЭД может осуществляться проверка наличия и состояния электронных архивных документов в установленном порядке согласно п. 152 Правил 2023, пп. 2.4, 4.13 ТФТ. Проверка наличия и состояния электронных архивных документов в СХЭД осуществляется в автоматическом режиме. Все автоматические действия по проверке наличия и состояния электронных архивных документов должны фиксироваться в протоколах (журналах событий) СХЭД. Рекомендуется, чтобы протоколы информационной системы содержали следующий минимальный набор информации:

- описание события;

- влияние события на СХЭД;

- инициатор события (сведения о пользователе или автоматической настройке);

- дата и время события.

Указанная информация должна храниться в СХЭД не менее 1 года (до проведения следующей проверки).

Для ежегодного контроля процесса проверки наличия и состояния электронных архивных документов, согласно п. 152 Правил 2023, в СХЭД должна быть предусмотрена возможность фиксации результатов проверки наличия и состояния в специализированной АУФ, соответствующей форме акта проверки наличия и состояния архивных документов со ссылками на АУФ описей электронных документов в СХЭД, а также возможностью вывода на печать по установленной форме акта.

Процессы конвертации и (или) миграции электронных архивных документов вместе с их метаданными, установлены пп. 137, 154 - 156 Правил 2023, п. 4.14 ТФТ. В рамках реализации этой функции, СХЭД должна позволять работнику архива (лицу, ответственному за архив) фиксировать информацию о проведении процессов конвертации и (или) миграции электронных архивных документов вместе с их метаданными в целях обеспечения сохранности и возможности использования электронных архивных документов в течение установленных сроков хранения.

Информация о функциях, реализуемых СХЭД, включается в техническую документацию на автоматизированную (информационную) систему (техническое задание, руководства) и может быть проверена по ней. Оценка соответствия СХЭД функциональным требованиям может быть выполнена организацией самостоятельно, а также с привлечением сторонней организации. Результаты оценки отражаются в заключениях.

6

Организации должны обеспечивать иные нормативно установленные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов

ч. 1 ст. 15 125-ФЗ

Вопросы соблюдения данного обязательного требования отражены в пп. 76 - 93, 151, 166 Правил 2023.

Противопожарный режим

Соблюдение противопожарного режима в здании и (или) помещениях архива организации должно соответствовать требованиям нормативных актов, в том числе Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", приказу МЧС России от 16.03.2020 N 171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности".

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Расчет категорий по пожаробезопасности и взрывопожарной безопасности должен осуществляться по всем помещениям архива, которому (расчету) должно соответствовать оборудование и средства первичного пожаротушения.

Требования к помещениям устанавливаются в зависимости от их назначения (требования к архивохранилищам соответствуют требованиям к складским помещениям, библиотекам; требования к иным помещениям - к офисным помещениям, объектам для круглосуточного проживания людей и др.)

В архивохранилище должна быть установлена металлическая противопожарная дверь.

Архивохранилище должно быть оборудовано средствами пожаротушения и противопожарным оборудованием, соответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".

При оснащении архивохранилищ автоматическими системами пожаротушения и переносными огнетушителями предпочтение отдается использованию веществ, не оказывающих побочного разрушающего действия на документы. Количество и места размещения переносных огнетушителей устанавливаются в соответствии с действующими противопожарными нормативами с учетом специфики применяемого оборудования.

Решение об оснащении помещений архива организации стационарными и переносными огнетушителями должно приниматься руководителем организации в соответствии с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.

В организации должны быть заключены договора с организациями, имеющими лицензию на обслуживание противопожарного оборудования. Их наличие проверяется в ходе проверок органами государственного пожарного надзора, в результате которых составляется акт проверки.

Ответственными за соблюдение мер пожарной безопасности и требований являются:

- в организации - руководитель и его заместители в соответствии с распределением обязанностей;

- в структурных подразделениях - руководители структурных подразделений;

- в архивохранилище и других помещениях архива - сотрудники, назначенные ответственными за соблюдение внутреннего распорядка и пожарной безопасности в конкретном помещении.

Охранный режим

В здании или помещениях архива организации должен соблюдаться охранный режим. Оснащению средствами охранной сигнализации подлежат:

- помещения архива, в которых постоянно или временно хранятся архивные документы;

- помещения для размещения оборудования СХЭД (серверного оборудования).

Средства охранной сигнализации устанавливаются на основной вход в здание (помещения) архива при отсутствии круглосуточного поста охраны, а также на аварийные и запасные выходы.

Эксплуатация системы охранной сигнализации должна обслуживаться организациями, имеющими лицензию на основании договора. Также рекомендуется оснащение архивов кнопкой тревожной сигнализации для связи с группой быстрого реагирования.

Окна помещений первого этажа, в которых постоянно или временно хранятся архивные документы, рекомендуется оборудовать распашными запирающимися решетками, открывающимися наружу. Если архив размещен в здании, являющимся памятником архитектуры, что исключает установку решеток, следует укрепить остекление окон пленкой бронирующего класса.

В организации разрабатывается и утверждается локальный нормативный акт, который должен быть направлен на:

- охрану территории и объектов организации;

- предотвращение несанкционированного выноса, вывоза (вноса, ввоза) имущества, оборудования, материальных ценностей с территории охраняемых объектов (на территорию объектов);

- обеспечение внутреннего распорядка и мер пожарной безопасности на охраняемых объектах;

- обеспечение личной безопасности, защиты жизни и здоровья работников и посетителей организации;

- своевременное выявление угроз безопасности, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению материального и морального ущерба охраняемым объектам и хранящимся в них имуществу, оборудованию, материальным ценностям.

В локальном нормативном акте устанавливаются контроль доступа в архивохранилище и помещения архива, порядок их сдачи под охрану и снятия с охраны, порядок хранения, получения и сдачи ключей.

В случае если организация заключает договор на охрану с органами внутренних дел или организациями, имеющими лицензии на охранную деятельность, локальный нормативный акт согласовывается с ними.

Световой режим хранения документов

Хранение архивных документов осуществляется в темноте в первичных средствах хранения (папках, коробках, футлярах, шкафах, на стеллажах закрытого типа). Защита документов от разрушающего действия естественного света должна осуществляться во всех помещениях при любых видах работы с документами.

При естественном освещении на окнах должны быть применены светорассеиватели, регуляторы светового потока (специальные стекла), защитные фильтры и покрытия, жалюзи.

При искусственном освещении разрешается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра, светодиодных светильников, разрешенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере пожарной безопасности (см. ст. 3 и 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Все виды светильников должны быть удалены от первичных средств хранения с архивными документами не менее чем на 0,5 м.

При работе с физически обособленными носителями электронных документов их необходимо оберегать их от нагрева, воздействия прямого света.

Температурно-влажностный режим хранения документов

Архивные документы должны храниться в установленном температурно-влажностном режиме. Оптимальными условиями хранения архивных документов являются:

- для документов на бумажном носителе - температура 17 - 19 °C, относительная влажность воздуха 50 - 55%;

- для аудиовизуальных документов - в соответствии с пунктом 5.14 Правил 2020);

- для документов на магнитных дисках и дисковых накопителях - 8 - 18 °C и 45 - 65%;

- для документов на оптических дисках - 10 - 23 °C и 20 - 50%.

В архивохранилище не допускаются сезонные и суточные колебания температуры в архивохранилище более чем на 5 °C и относительной влажности воздуха более чем на 10%.

Температурно-влажностный режим контролируется путем регулярного измерения температуры и относительной влажности комнатного и наружного воздуха в одно и то же время с помощью контрольно-измерительных приборов (термометра, гигрометра или термогигрометра):

- в специализированном здании - не реже 1 раза в неделю;

- в специально оборудованном для хранения документов изолированном помещении - не реже 2 раз в неделю;

- при несоответствии параметров нормативным требованиям - 1 раз в сутки.

Контрольно-измерительные приборы размещаются в одной или нескольких контрольных точках архивохранилища (в зависимости от конструкционных особенностей и площади) вдали от отопительных и вентиляционных систем на высоте не менее 1 м от пола. Организация обязана проводить поверку и (или) замену контрольно-измерительных приборов в соответствии с технической документацией к ним.

При отсутствии в здании архива автоматической системы управления вентиляцией и кондиционированием воздуха показания контрольно-измерительных приборов в каждом архивохранилище фиксируются в журнале регистрации температурно-влажностного режима, в котором также отражаются даты поверки приборов и меры, принятые по нормализации температурно-влажностного режима в случаях его нарушения.

При наличии автоматической системы управления вентиляцией и кондиционированием воздуха показания контрольно-измерительных приборов в каждом архивохранилище фиксируются в автоматическом режиме, в том числе в электронном виде.

Санитарно-гигиенический режим хранения документов

В архивохранилищах рекомендуется не реже одного раза в месяц проводить санитарные дни для влажной уборки полов, обеспыливания оборудования и первичных средств хранения, обработки цокольных частей стеллажей, плинтусов, подоконников водными растворами антисептиков, а также регулярный контроль уборки в рабочих помещениях. Помещения следует убираться регулярно.

В случае обнаружения документов, подвергшихся биологическому поражению (плесень, насекомые и др.), принимаются немедленные меры по их изоляции и обработке, а также по обработке средств хранения, архивохранилищ. Пораженные биологическими вредителями документы заворачивают в пленку или бумагу; изолируют в отдельном помещении до решения вопроса о последующей передаче их на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию.

Стеллажи и шкафы, в которых хранились пораженные вредителями документы, обрабатываются водными растворами антисептиков и просушивают; пол, плинтуса, подоконники, стены обрабатываются инсектицидными аэрозольными препаратами.

Рекомендуется не реже двух раз в год (в начале и конце отопительного сезона) проводить профилактические осмотры архивных документов (выборочно, но не менее 0,01% от общего количества единиц хранения) и архивохранилищ для своевременного обнаружения биологических вредителей.

Осмотр архивных документов проводится работником (лицом, ответственным за архивное хранение) с составлением докладной записки по результатам осмотра для организации санитарно-гигиенической обработки.

Иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования электронных архивных документов

К иным условиям, необходимым для комплектования, хранения, учета и использования электронных архивных документов, относится соблюдение правового режима в отношении электронных документов. Пп. 131 и 144 Правил 2023 установлено, что в организации должны быть разработаны один или несколько локальных нормативных актов (порядков, положений, инструкций, регламентов и др.), отражающих работу с электронными документами. В нем (них) должны быть изложены требования:

- к обеспечению сохранности электронных архивных документов;

- к поддержанию юридической значимости в течение установленных сроков хранения;

- к разграничению прав доступа и порядку доступа к электронным архивным документам;

- к порядку приема-передачи электронных архивных документов;

- к использованию электронных архивных документов;

- к использованию электронной подписи при архивном хранении;

- к порядку приема-передачи электронных архивных документов между структурными подразделениями организации, территориальными органами и подведомственными организациями.

Порядок приема-передачи электронных архивных документов внутри организации, и между подведомственными организациями, должен быть установлен локальными нормативными актами, в том числе определяющими права доступа работников к электронным архивным документам, учетным и справочно-поисковым системам; при взаимодействии между организациями - договорами (соглашениями) об информационном взаимодействии.

Согласно п. 134 Правил 2023 требования к режиму хранения электронных архивных документов в СХЭД обеспечиваются ее соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в области создания, развития, ввода в эксплуатацию информационных систем и хранения в них информации и соблюдением при ее эксплуатации требований информационной безопасности и защиты информации.

Организации обязаны обеспечивать защиту информации и персональных данных, содержащихся в СХЭД, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7

Организации должны предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов

ч. 1 ст. 15 125-ФЗ

Вопросы соблюдения данного обязательного требования отражены в пп. 76 - 95, 151, 166 Правил 2023.

Общие требования к помещениям

Хранение архивных документов в зависимости от их объемов осуществляется с использованием одного или нескольких вариантов размещения:

- в здании, отвечающем требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства (см. глава III "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях", утвержденных приказом Росархива от 02.03.2020 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 20.05.2020, регистрационный N 58396; далее - Правила 2020);

- в специально оборудованном для хранения документов изолированном помещении - архивохранилище;

- запирающихся шкафах или сейфах.

Предоставление здания (помещения) осуществляется на основании распорядительного документа руководителя организации о создании архива. Организацию процесса предоставления помещения для размещения архивных документов осуществляет руководитель архива (лицо, ответственное за архив) при участии административно-хозяйственной службы организации.

Для архивохранилищ разрабатывается схема расположения дел в архивохранилище путем нумерации мест хранения документов (помещений, стеллажей, шкафов) на основе схемы систематизации документов фонда (топографирование документов).

Стеллажи и шкафы должны быть пронумерованы последовательно слева направо от входной двери; полки стеллажей должны быть пронумерованы по шкафам в порядке - слева направо, сверху вниз.

При наличии у организации нескольких архивохранилищ (помещений) они также нумеруются.

Местонахождение документов в архивохранилище закрепляется в постеллажных и пофондовых топографических указателях, ведущихся в пределах отдельного архивохранилища (помещения) на бумажном носителе и (или) в электронном виде.

Постеллажные топографические указатели составляются по образцу, рекомендованному в приложении N 13 к Правилам, и прикрепляются к стенке стеллажа (шкафа).

Пофондовые топографические указатели составляются по образцу, рекомендованному в приложении N 14 к Правилам при наличии в организации более одного фонда, и служат для определения места хранения конкретных дел.

При ведении топографических указателей:

- на бумажном носителе - один из его экземпляров хранится у работника архива (лица, ответственного за архив), второй - размещается в соответствующем архивохранилище;

- в электронном виде - в СХЭД.

Топографические указатели не составляются при отсутствии архивохранилища

Для обеспечения деятельности архива организации (при необходимости) выделяются также помещения, предназначенные для хранения, учета, комплектования и использования архивных документов, которые относятся к основным помещениям:

- архивохранилище;

- помещение для приема и временного хранения документов и адаптации к новым условиям (акклиматизации);

- помещение для предоставления доступа к архивным документам (читальный зал или просмотровая комната, или участок выдачи документов и информационно-поисковых средств);

- рабочие комнаты сотрудников архива (лиц, ответственных за архив), которые должны быть изолированы от помещений, где хранятся архивные документы.

К вспомогательным помещениям относятся помещения административно-хозяйственного, технического и бытового назначения.

В соответствии с требованиями сохранности архивных документов архивохранилище должно:

- отделяться от соседних помещений огнеупорными стенами;

- иметь площадь, определяемую из расчета 400 единиц хранения на 1 кв. м;

- иметь естественную или искусственную вентиляцию, обеспечивающую рециркуляцию воздуха, исключающую образование непроветриваемых зон;

- сохранять стабильность температурно-влажностного режима;

- иметь выходы к лифтам и (или) лестничным клеткам;

- не иметь проложенных через него труб водоснабжения и канализации, технологических или бытовых выводов воды;

- не иметь внутри распределительных щитов, предохранителей и отключающихся рубильников;

- не располагаться в подвалах и помещениях, расположенных ниже уровня поверхности земли, за исключением хранилищ (помещений), обеспечивающих защиту от проникновения в них грунтовых, талых и паводковых вод (см. п. 2.5 приложения В СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009, утвержден приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр).

Соответствие зданий и помещений установленным требованиям к огнеупорности стен удостоверяется актами проверок органов государственного пожарного надзора, строительного контроля, проводимого с установленной законом периодичностью.

Помещения, где хранятся архивные документы, должны хорошо вентилироваться, обеспечивать рециркуляцию воздуха с кратностью воздухообмена не менее 2/3 в час, стабильность температурно-влажностных характеристик воздушной среды, очистку воздуха от пыли и агрессивных примесей.

Установленная вентиляционная система должна обслуживаться специализированной организацией согласно договору. Два раза в год рекомендуется производить чистку от пыли, грязи и жировых отложений после эксплуатации систем отопления и перед запуском систем отопления.

При выборе помещения для хранения электронных архивных документов на обособленных носителях следует учитывать, что не допускается хранение электронных носителей с магнитным рабочим слоем в хранилищах с постоянными или переменными магнитным полем напряженностью более 400 А/м.

Помещения, в которых размещается система хранения электронных документов (далее - СХЭД) (серверное оборудование), должны быть оборудованы системами кондиционирования воздуха с противопыльными фильтрами.

Хранилища должны быть удалены от электродвигателей, трансформаторов, лифтового оборудования, других источников магнитных и электромагнитных полей.

Контроль безопасности помещений, в которых размещается серверное оборудование СХЭД, следует осуществлять с учетом факторов, воздействующих на безопасность информации, указанных в ГОСТ Р 51275-2006 "Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения".

В случае превышения нормативных показателей напряженности магнитных полей следует принимать меры для электроизоляции средств хранения и физически обособленных носителей фонодокументов, видеодокументов и электронных документов.

При оборудовании помещений архивов запрещается на пути из архивохранилища к лифтам и лестничным клеткам складировать материалы, оборудование и другие предметы, препятствующие эвакуации людей и доступу к средствам пожаротушения и сигнализации.

Двери архивохранилищ должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Условия труда работников

Организации должны предоставлять помещения, отвечающие условиям труда работников создаваемых ими архивов, соответствующие Трудовому кодексу Российской Федерации, Правилам 2023 и нормам СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2.

8

Организации должны обеспечивать сохранность архивных документов, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6, чч. 1 и 1.1 ст. 23 125-ФЗ

ч. 1 ст. 17, ст. 21.1 125-ФЗ

Вопросы соблюдения данного обязательного требования отражены в пп. 2, 7, 8, 47, 109 - 111, 223 Правил 2023.

Обеспечение сохранности документов в организации

Архивные документы должны быть переданы в архив организации не ранее, чем через один год и не позднее, чем через три года после завершения дел в делопроизводстве.

В архив организации передаются документы только постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу. Передача дел в архив организации осуществляется по графику, согласованному с руководителями структурных подразделений и утвержденному руководителем организации. Архивные документы подлежат передаче на хранение в архив (структурное подразделение, осуществляющее хранение архивных документов) не ранее, чем через один год и не позднее, чем через три года после завершения дел в делопроизводстве. Личные дела государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, уволенных с государственной гражданской службы или муниципальной службы, передаются в архив (структурное подразделение, осуществляющее хранение архивных документов) по истечении 10 лет со дня увольнения.

Документы временных (до 10 лет включительно) сроков хранения хранятся в структурных подразделениях и по истечении сроков их хранения, после проведения экспертизы ценности подлежат уничтожению в установленном порядке.

Прием-передача дел производится работником архива организации (лицом, ответственным за архив), в присутствии работника структурного подразделения. В отметке о приеме дел в конце каждого экземпляра описи дел, документов структурного подразделения указываются количество фактически принятых дел, номера отсутствующих дел, дата приема-передачи дел, а также подписи и расшифровки подписей указанных работников.

В архивохранилище регулярно должна проводиться влажная уборка полов, обеспыливание оборудования и первичных средств хранения, обработка цокольных частей стеллажей, плинтусов, подоконников.

Архивные документы, подвергшиеся биологическому поражению, должны быть немедленно изолированы и подвергнуты санитарно-гигиенической обработке, а архивохранилище, пораженное биологическими вредителями - дератизации.

В архиве организации в плановом порядке должна проводиться проверка наличия и состояния архивных документов.

Архивные документы проверяются на предмет их фактического наличия и физического состояния в плановом порядке в сроки:

- на бумажных носителях - не реже одного раза в 10 лет (с пометкой "Для служебного пользования" - не реже одного раза в 5 лет);

- электронных документов на физически обособленных носителях - раз в 5 лет;

- электронных документов, хранящихся в СХЭД - автоматически. Один раз в год работник архива (лицо, ответственное за архив) проверяет протоколы СХЭД (см. п. 152 Правил 2023);

- аудиовизуальных документов - один раз в 5 лет (при объеме аудиовизуальных документов более 50% от общего количества документов - один раз в 10 лет).

Проверка наличия документов включает:

а) выверку архивных учетных документов и устранение выявленных в них неточностей;

б) установление фактического наличия единиц хранения в соответствии с архивными учетными документами;

в) выявление неправильно оформленных единиц хранения (дел);

г) выявление и постановку на учет документов и единиц хранения, требующих физико-химической, профилактической и (или) реставрационно-профилактической обработки;

д) организацию розыска отсутствующих документов.

Проверка наличия и состояния начинается с выверки архивных учетных документов, заключающейся в проверке соответствия одних и тех же показателей в разных учетных документах. Затем проводится проверка соответствия количества дел в итоговых записях годовых разделов описей сведениям о количестве дел в листах фондов.

При установлении фактического наличия единиц хранения в первую очередь проверяется правильность расположения дел согласно топографическим указателям. Неправильно размещенные дела сразу же помещаются на свое место. При изменении расположения дел необходимо своевременно делать соответствующие записи в топографических указателях.

Проверка наличия и состояния документов проводится посредством визуального осмотра единиц хранения и сверки описательной статьи описи дел, документов с заголовком на обложке единицы хранения.

В ходе проверки может быть обнаружено:

- отсутствие дела, включенного в опись;

- наличие дел, не относящихся к определенному фонду;

- наличие неучтенных дел;

- ошибки в описательных статьях описей;

- наличие документов и дел, требующих физико-химической, профилактической и (или) реставрационно-профилактической обработки;

- организацию розыска отсутствующих документов.

Дела, не внесенные в описи, изымаются, работа с ними (включение в соответствующий годовой раздел описи) проводится после завершения проверки наличия и состояния дел. Дела, не относящиеся к фонду, также откладываются отдельно. Все выявленные в ходе проверки нарушения фиксируются в учетных документах архива.

Документы и дела, требующие физико-химической, профилактической и (или) реставрационно-профилактической рекомендуется регистрировать в картотеке учета физического состояния документов с указанием вида необходимой обработки. Карточки учета физического состояния документов являются рабочими документами; срок хранения карточек учета физического состояния документов временного хранения равен срокам хранения дел, в отношении которых они были составлены.

При выявлении отсутствия дел и документов организуется их розыск (см. п. 104 Правил 2023).

Проверка наличия и состояния документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется в соответствии с п. 2.9 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1233.

В ходе проверки наличия не допускается:

- вносить выявленные в ходе проверки неучтенные дела, документы в опись до их технической обработки и описания (включения в описи дел, документов);

- делать какие-либо пометки или записи, не предусмотренные процессом проверки наличия и состояния, в описях дел, документов и в других обязательных архивных учетных документах.

В конце каждой просмотренной описи дел, документов делается запись "ПРОВЕРЕНО", которая после составления акта проверки наличия и состояния документов дополняется датой и номером акта.

По результатам проверки наличия должны быть составлены:

- акт проверки наличия и состояния архивных документов;

- акт о технических ошибках в учетных документах (при несоответствии записей в архивных учетных документах фактической информации);

- акт об обнаружении архивных документов, не относящихся к данному фонду, неучтенных (при обнаружении неучтенных архивных документов, не относящихся к данному фонду).

Внеплановая проверка наличия и состояния документов (сплошная или выборочная) назначается:

- при смене руководителя архива (работника, ответственного за архив);

- при подготовке архивных документов к передаче в государственный (муниципальный) архив (для организации, выступающей источником комплектования);

- после массового перемещения, чрезвычайной ситуации и (или) других обстоятельств, в результате которых они могли быть утрачены или повреждены;

- при реорганизации организации.

Порядок выдачи дел из архивохранилища во временное пользование устанавливается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом и закрепляется в соответствующем локальном нормативном акте организации. Архивные документы выдаются во временное пользование на основании письменного разрешения руководителя организации или уполномоченного им должностного лица:

- судебным, правоохранительным и иным уполномоченным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации на срок, не превышающий шести месяцев;

- для экспонирования на срок, определенный соответствующим договором;

- работникам структурных подразделений организации в целях реализации их служебных обязанностей на срок, не превышающий одного месяца.

Архивы с небольшим объемом архивного фонда и штатом, включающим одного-двух работников, обычно не имеют читального зала. В таком случае работник архива (лицо, ответственное за архив) выдает документы непосредственно пользователям. В случае, если архив имеет большой штат, то дела из архивохранилища выдаются работником архивохранилища работнику читального зала, через которого осуществляются взаимодействие с пользователями.

Выдача документов из архивохранилища регистрируется в книгах выдачи единиц хранения во временное пользование при осуществлении:

- выдачи дел работникам организации;

- выдачи дел в читальный зал;

- выдачи дел во временное пользование другим организациям.

При наличии СХЭД учет выдачи документов, в том числе во временное пользование, ведется в электронном виде.

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.