Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения

Указания

по заполнению формы федерального статистического

наблюдения <1>

(в ред. Приказа Росстата от 11.01.2024 N 3)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Юридическими лицами и/или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), зарегистрированными на территориях Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, данные по форме предоставляются при наличии наблюдаемого явления. В случае отсутствия наблюдаемого явления предоставление формы, не заполненной значениями показателей ("пустой отчет"), указанными респондентами не требуется.

(сноска введена Приказом Росстата от 11.01.2024 N 3)

1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 1-ДАП "Обследование деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в ежемесячном режиме.

Форма предоставляется организациями, заявившими при регистрации виды экономической деятельности, относящиеся к добыче полезных ископаемых (ОКВЭД2 B), обрабатывающим производствам (ОКВЭД2 C), обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха (ОКВЭД2 D).

Формы предоставляют юридические лица всех форм собственности и организационно-правовых форм, включенные в выборочные совокупности, ежегодно формируемые Росстатом.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и другим структурным подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения.

Формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту регистрации юридического лица. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные (далее - данные) от имени юридического лица.

Не предоставляют статистические данные организации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, до завершения в соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Информация о необходимости предоставления формы размещена на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://websbor.gks.ru/online/info

2. В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом, указанный в ЕГРЮЛ.

В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://websbor.gks.ru/online/info, отчитывающаяся организация проставляет код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

3. Форма, по возможности, должна быть максимально заполнена. Предоставление "пустого" отчета по форме невозможно.

4. Вопросы в форме (показатели деятельности), связанные с оценкой уровня показателей деловой активности в целом по организации (включая все филиалы и другие обособленные подразделения <1>), основываются на сопоставлении фактических результатов с "достаточным" уровнем (с точки зрения сложившихся условий хозяйствования и ценообразования в обследуемом периоде): "более чем достаточный", "достаточный", "недостаточный".

--------------------------------

<1> Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

При оценке изменения показателей деловой активности организации во времени используется следующая градация: "увеличение" (улучшение), "без изменений", "уменьшение" (ухудшение).

5. Данные разделов 1 - 3, 5 - 11 являются качественными и представляют собой экспертные оценки соответствующих показателей деятельности, определяемые на основе профессионального мнения руководителя (менеджера) организации.

6. В разделе 1 в строке 1 оценивается уровень и тенденция изменения численности занятых в организации, характеризующих стратегию занятости в обследуемом периоде. При оценке уровня данного показателя его значение сопоставляется с фактическим объемом производства в обследуемом периоде. При этом используются следующие градации: "более чем достаточный", "достаточный" и "недостаточный".

В разделе 1 в строках 2, 3 оценивается уровень и тенденции спроса (портфеля заказов) на продукцию (товары, работы, услуги), производимую организацией в обследуемом периоде, с точки зрения востребованности деятельности организации, как в целом, так и на внешнем рынке, исходя из общей экономической ситуации и условий хозяйствования организации, конъюнктуры рынка, доходов потенциальных потребителей, конкурентоспособности организации.

В разделе 1 в строке 4 оценивается уровень в организации запасов готовой продукции в обследуемом периоде, что характеризует остатки готовой продукции собственного производства в натуральном выражении.

В разделе 1 в строке 5 тенденции изменения выпуска организацией продукции (товаров, работ, услуг) в обследуемом периоде.

В разделе 1 в строке 6 оцениваются тенденции изменения в обследуемом периоде цен на реализуемую продукцию с целью получения дополнительной информации об инфляционных ожиданиях предпринимателей.

В разделе 1 в строке 7 оценивается тенденция изменения в обследуемом периоде прибыли организации, характеризующей конечный результат производственно-финансовой деятельности.

7. В разделе 2 в строке 1 оценивается уровень использования организацией производственных мощностей в обследуемом периоде (примерно, в % от их общего объема).

8. В разделе 3 в строке 1 оценивается уровень обеспеченности организации в обследуемом периоде производственными мощностями с учетом спроса (портфеля заказов) на ближайшие 6 месяцев, что характеризует как перспективы спроса, так и возможности его своевременного удовлетворения. При этом используются следующие градации: "более чем достаточно", "достаточно" и "недостаточно".

9. В разделе 4 оценивается обеспеченность в текущем месяце производственной деятельности сложившимся совокупным спросом (портфелем заказов) (примерно, в месяцах).

10. В разделе 5 в строке 1 оценивается общая экономическая ситуация в организации и тенденции ее изменения в обследуемом периоде, учитывая сформировавшийся спрос, масштабы производства, обеспеченность финансовыми ресурсами, прибыльность деятельности, конкурентную позицию.

11. В разделе 6 в строках 1, 2, 3 оцениваются тенденции изменения в обследуемом периоде финансовых средств: собственных, бюджетных, кредитных и заемных, что свидетельствует о возможностях реализации финансовой стратегии организации.

В разделе 6 в строке 4 оцениваются тенденции изменения в обследуемом периоде цен на сырье и материалы с целью получения дополнительной информации об инфляционных ожиданиях предпринимателей.

12. В разделе 7 в строках 1, 2 оценивается уровень и тенденции изменения цифровых технологий, уже используемых или планируемых к внедрению на предприятии, в том числе для повышения экологической и ресурсной эффективности.

Под цифровыми технологиями понимаются технологии, позволяющие отразить создание многоуровневой интегрированной ИТ-инфраструктуры, которая способствует преобразованию множества горизонтальных и вертикальных бизнес-процессов, оптимизации операционной деятельности, изменению устоявшихся моделей и форматов взаимодействия между участниками цепочек создания добавленной стоимости (например, промышленные роботы, искусственный интеллект, машинное обучение, цифровое прототипирование, сенсорика, беспроводная связь (WLAN, PAN, RFID), блокчейн, большие данные, товар как услуга (Product-as-a-Service), компьютерное зрение, смарт-контракты, промышленный интернет вещей, цифровой двойник, умные фабрики и прочее).

В разделе 7 в строке 3 оценивается уровень и тенденции изменения зависимости от использования импортных материально-технических ресурсов.

13. В разделе 8 в строках 1 и 2 оценивается конкурентная позиция организации, сложившаяся как на внутреннем, так и на внешнем рынках с точки зрения ее преимуществ и недостатков перед конкурентами, успешность выбранной конкурентной стратегии и возможность поддержания конкурентоспособности.

14. В разделе 9 указываются внутренние и внешние факторы, отрицательно влияющие на развитие производственной деятельности организации. При заполнении данного раздела необходимо отметить наиболее существенные, по мнению руководителя (менеджера) организации, факторы.

15. В разделе 10 отмечаются перспективы развития организации в ближайшие 6 месяцев.

16. В разделе 11 по строке 1 ставится отметка, если, по мнению респондента, за отчетный период на рынке соответствующего товара (услуги) масштаб использования ненадлежащей рекламы уменьшился.

В разделе 11 по строке 2 ставится отметка, если, по мнению респондента, за отчетный период на соответствующем рынке (рынках) случаев недобросовестной конкуренции стало меньше.

В разделе 11 по строке 3 ставится отметка, если, по мнению респондента, в соответствующем регионе (районе) за отчетный период стало меньше антиконкурентных действий органов власти (органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов власти).

В разделе 11 по строке 4 ставится отметка, если, по мнению респондента, на соответствующем рынке (рынках) за отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось.

В разделе 11 по строке 5 ставится отметка, если, по мнению респондента, за отчетный период возросла доступность услуг субъектов естественных монополий.

17. В целях заполнения настоящей формы используются следующие понятия:

Антиконкурентные действия органов власти (органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов власти) - это действия (бездействие), которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе издание нормативно-правовых актов. Теоретически, органы власти могут осуществлять следующие антиконкурентные действия:

вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров;

необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

устанавливать запреты на свободное перемещение товаров из одного региона (района) в другой;

каким-либо иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, работ, услуг;

давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров;

устанавливать ограничения для покупателей товаров (работ, услуг) по выбору хозяйствующих субъектов, которые их производят (выполняют, предоставляют).

Под доступностью понимается отсутствие дискриминации при подключении к инфраструктуре естественных монополий, отсутствие случаев отказа от заключения договора с отдельными потребителями, отказа в поставке товара (услуги) субъектом естественной монополии.

Конкурентная среда рынка - совокупность сложившихся условий деятельности хозяйствующих субъектов и реализации произведенных товаров, включающая:

условия поставки сырья, материалов и комплектующих изделий (конкурентная среда улучшилась, если условия поставки улучшились);

условия предоставления краткосрочных кредитов (конкурентная среда улучшилась, если снижен процент за кредит);

условия доставки грузов автомобильным, железнодорожным, речным, морским и авиатранспортом (конкурентная среда улучшилась, если доставка грузов стала быстрее и (или) дешевле);

количество продавцов и покупателей (конкурентная среда улучшилась, если количество продавцов и (или) покупателей увеличилось);

административное регулирование рынка и давление на участников рынка со стороны органов власти (конкурентная среда улучшилась, если дискриминация, количество запретов, ограничений, требований, условий со стороны органов власти уменьшились);

платежеспособный спрос на производимую и реализуемую продукцию (конкурентная среда улучшилась, если платежеспособный спрос возрос);

другие факторы, влияющие на объем производства и реализации товаров (при положительном влиянии - конкурентная среда улучшилась).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция включает в себя:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

продажу, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации товара, выполнения работ, услуг;

незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

Потребители услуг естественных монополий - хозяйствующие субъекты, потребляющие электро- и теплоэнергию, газ, нефть по нефтепроводам, пользующиеся услугами фиксированной телефонной и почтовой связи, услугами железнодорожного транспорта, аэропортов, портов и транспортных терминалов. Практически любой хозяйствующий субъект является потребителем (товаров) услуг, производимых субъектами естественных монополий.

Экологическая и ресурсная эффективность - это мера устойчивости, сочетающая экологические и экономические показатели. Стратегия управления, направленная на то, чтобы делать больше с меньшими затратами. Она основана на концепции создания большего количества товаров и услуг при использовании меньшего количества ресурсов и создании меньших отходов и загрязнения.