Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 2023 г. N 03-05-04-02/128281

Департамент налоговой политики на указанные письма ФНС России о порядке применения подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части не признания объектом обложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

Таким образом, согласно указанной норме для того, чтобы земельный участок являлся ограниченным в обороте, необходимо наличие одновременно двух условий:

- отнесение земельного участка к государственной или муниципальной собственности;

- нахождение на земельном участке особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов археологического наследия, музеев-заповедников.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).

На объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), собственнику (или иному законному владельцу) указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия (статья 21 Федерального закона N 73-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (далее - Указ N 1487) установлено, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает, в частности, включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Государственный свод).

При этом пунктом 2 Положения "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", утвержденного Указом N 1487, предусматривается, что отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.

Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий, на земельные участки, входящие в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод, распространяются положения подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса.

Вместе с тем, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2015 N 310-КГ15-10792 сам по себе факт включения учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации не свидетельствует о наличии у организации оснований для применения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение.

Таким образом, по мнению Департамента, вне зависимости от факта включения учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, основанием для исключения предоставленных такому учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков из объектов налогообложения земельным налогом является наличие на данных земельных участках объектов, представляющих уникальную ценность для народов Российской Федерации и включенных в соответствующий реестр.

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ