1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Несоответствие общества требованиям, установленным для ограничения доступа к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице, позволило судам сделать вывод о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А40-259451/2022 Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения Инспекции от 05.09.2022 N 296450А и решения Управления от 17.10.2022 N 12-13/122908 в части отказа в ограничении доступа к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям об участниках заявителя, в том числе сведениям о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале заявителя, принадлежащей каждому участнику, о возложении обязанности на Инспекцию и Управления произвести государственную регистрацию в части ограничения доступа к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям об участниках заявителя, в том числе сведениям о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале заявителя, принадлежащей каждому участнику.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.07.2022 заявителем в Инспекцию представлены документы для государственной регистрации в связи с изменением сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

08.09.2022 Инспекцией было вынесено решение N 303954А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Согласно подпункту "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.

Как следует из представленных для государственной регистрации документов изменения, подлежащие включению в ЕГРЮЛ, связаны с ограничением доступа к сведениям об учредителях (участниках) заявителя и лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В листе М заявления по форме N Р13014, представленного в вышеуказанном комплекте документов, заявителем со ссылкой на пункт 1 Постановление Правительства РФ от 06.06.2019 N 729 "Об определении случаев, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице может быть ограничен" (далее - Постановление Правительства РФ N 72) указано на введение иностранным государством ограничительных мер в отношении ПАО, которое осуществляет косвенное участие в обществе.

Вместе с тем, как следует из пункта 2 Постановление Правительства РФ N 729, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, доступ к сведениям о учредителях (участниках) и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, может быть ограничен в случаях, если в этих сведениях содержится информация о лицах, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.

Таким образом, доступ к содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям о юридическом лице, указанным в подпункте "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ (сведениям об учредителях (участниках) и лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), может быть ограничен, если такие сведения содержат информацию о лице, непосредственно в отношении которого действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции указал, что документы, представленные в регистрирующий орган, обоснованно признаны Инспекцией ненадлежащим образом оформленными, что влечет отказ в государственной регистрации на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

На представленный заявителем список юридических лиц, находящихся под санкциями, суд указал, что доказательством по делу такой список не является, поскольку сформирован в сети интернет на общедоступном сайте, не являющимся источником, содержащим официальную и достоверную информацию по спорным правоотношениям.

Соответствующие сведения являются закрытыми, не публикуются и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 N 1625 "Об определении случаев, в которых доступ к информации (сведениям), содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности и ЕГРЮЛ, может быть ограничен, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 729 признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила формирования перечня лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов"), которыми установлены правила, основания и порядок включения в перечень лиц, доступ к сведениям о которых может быть ограничен.

Доказательств соответствия указанным требованиям общества не представлено.

На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.

1.2. Учитывая, что представленные заявителем сведения о внутригородской территории (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения не соответствовали сведениям об адресе, содержащимся в государственном адресном реестре, суды заключили, что у регистрирующего органа имелись предусмотренные подпунктом "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации.

По делу N А40-178317/2022 общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к инспекции о признании незаконным и отмене решение N 97620А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица общества.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2022 года удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2023 года решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2022 года оставлено без изменения.

Законность принятых по делу судебных актов проверялась в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе общества в лице конкурсного управляющего Ш.М.Н., которое просило вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, заявителем в инспекцию подано заявление (форма N Р13014) о внесении изменений в части адреса общества.

Инспекцией было принято решение 97620А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (от 18.03.2022 вх. N 97620А).

В качестве основания для отказа указано на то, что представленное заявление по форме N Р13014 содержит сведения об адресе, не соответствующем сведениям, содержащимся в государственном адресном реестре.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ утверждена форма N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц", а также требования к оформлению (заполнению) данной формы заявления (далее - Требования).

Как установлено судами, 18.03.2022 в регистрирующий орган представлены предусмотренные пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ документы для государственной регистрации изменений в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в том числе Заявление по форме N Р13014 с указанием нового адреса общества пределах места его нахождения: г. Москва, муниципальный округ Печатники, ул. 2-я Машиностроения, д. 7, пом. VIII, ком. 3А.

Суды установили, что основываясь на содержании сведений, указанных в государственном адресном реестре, объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, д. 7 располагается в муниципальном округе (внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения) Южнопортовый.

Учитывая, что представленные заявителем сведения о внутригородской территории (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения не соответствуют сведениям об адресе, содержащимся в государственном адресном реестре, суды заключили, что поступившее на регистрацию заявление по форме N Р13014 оформлено с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, что является основанием для отказа в государственной регистрации согласно подпункту "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

1.3. Поскольку материалами дела подтверждалась недостоверность сведений относительно количества участников производственного кооператива, то заявление кооператива с указанием количества участников - физических лиц - 1 человек не подлежало удовлетворению уполномоченным органом, в связи с чем суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований признать незаконным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации.

По делу N А09-5193/2022 производственный кооператив (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 09.03.2022 N 1357А об отказе в государственной регистрации; о признании незаконным решения Управления от 21.04.2022 N 215-08/07290, принятого по жалобе кооператива.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.08.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023, кооперативу отказано в удовлетворении заявленных требований к инспекции; производство по делу в части требования кооператива о признании незаконным решения управления от 21.04.2022 прекращено.

Не согласившись с решением и постановлением судов, кооператив обратился в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просил отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания членов кооператива от 10.02.2022 N 01/2022 на общем собрании были приняты решения о выходе из состава членов кооператива граждан Л.Е.Г., С.А.В., С.Е.П. в связи с продажей принадлежащих им паев Л.Г.А., об исключении из состава членов кооператива Л.С.В. в связи с ее смертью, о внесении изменений в пункт 4.1 устава кооператива, связанных с изменением состава членов кооператива.

01.03.2022 кооперативом в инспекцию представлено заявление по форме Р13014 о регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и документы в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)

На основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ инспекцией принято решение от 09.03.2022 N 1357А об отказе кооперативу в государственной регистрации, так как число членов кооператива после их выхода в нарушение статьи 4 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (далее - Закон N 41-ФЗ) станет менее пяти человек.

Отказывая в удовлетворении требования кооператива о признании незаконным решения инспекции N 13576А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 17, 23 Закона N 129-ФЗ в совокупности с положениями статьи 4 Закона N 41-ФЗ, статей 106.5, 1112, 1151, 1173, 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к выводу о законности оспоренного решения, поскольку уполномоченный орган в силу закона не может осуществить государственную регистрацию требуемых изменений, так как определение количества членов производственного кооператива менее пяти противоречит установленному статьей 4 Закона N 41-ФЗ императивному требованию о минимальном количестве участником такого юридического лица.

В соответствии со статьей 4 Закона N 41-ФЗ кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. В отношении производственных кооперативов в пункте 3 статьи 108 ГК РФ и статьи 4 Закона N 41-ФЗ установлено, что число членов кооператива не может быть менее чем пять человек.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 12101/10, в случаях, если заявление, представленное для государственной регистрации содержит недостоверные сведения, регистрирующий орган правомерно расценивает такое заявление как не представленное в регистрирующий орган и, руководствуясь положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, принимает решение об отказе в государственной регистрации.

Поскольку материалами дела подтверждена недостоверность сведений относительно количества участников кооператива, то заявление кооператива с указанием количества участников - физических лиц - 1 человек не подлежало удовлетворению уполномоченным органом, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции пришли к законному выводу об отсутствии правовых оснований признать незаконным оспоренное кооперативом решение N 1357А.

1.4. Исходя из того, что что указанная заявителем организационно-правовая форма "Патентное агентство с ограниченной ответственностью" не предусмотрена действующим законодательством, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации.

По делу N А32-62079/2022 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции об отмене решения N 7535291А об отказе в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию изменений в обществе.

Решением от 28.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просило отменить решение и постановление, по делу - принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.

Из материалов дела видно, что 04.06.2022 учредитель общества принял решение об изменении наименования общества: с ООО "А." на Патентное агентство "П." с ограниченной ответственностью.

27 июня 2022 года инспекция вынесла решение N 7535291А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с положениями подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Требования к фирменному наименованию общества с ограниченной ответственностью установлены положениями статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), а также нормами частей первой и четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица (пункт 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 4 Закона N 14-ФЗ общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО. Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Суды установили, что организационно-правовой формой общества является общество с ограниченной ответственностью. Наименование заявителя на момент обращения в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в наименовании юридического лица содержало слова "Патентное агентство с ограниченной ответственностью", то есть наименование юридического лица содержало организационно-правовую форму, не предусмотренную пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012, утвержденный приказом Госстандарта от 16.10.2012 N 505-ст, также не содержит такой организационно-правовой формы как "патентное агентство с ограниченной ответственностью".

Суды обоснованно исходили из того, что указанная заявителем организационно-правовая форма "Патентное агентство с ограниченной ответственностью" не предусмотрена действующим законодательством. Из наименования юридического лица не следует, в какой организационно-правовой форме оно будет осуществлять свою деятельность. Кроме того, фирменное наименование общества, в том виде как оно указано в заявлении по форме N Р13014, а именно "Патентное агентство с ограниченной ответственностью" влечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг, поскольку согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является торговля оптовая неспециализированная.

Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, так как выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о допущении судами нарушений норм материального и (или) процессуального права. Наименование общества не соответствует требованиям статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому суды верно признали отказ инспекции в государственной регистрации на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ правомерным.

1.5. Выход из процедуры несостоятельности, сопряженный с восстановление платежеспособности, не должен влечь таких последствий как ограничения, предусмотренные пунктом 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

По делу N А49-763/2023 общество обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением в котором просило признать незаконным решение Инспекции от 16.11.2022 N 9770А.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.04.2023 по делу N А49-763/2023 заявленные требования удовлетворены. Решение Инспекции от 16.11.2022 N 9770А об отказе в государственной регистрации признано незаконным. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации на основании заявления общества по форме N Р13014 от 09.11.2022.

Не согласившись с выводами суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 09.11.2022 общество подало в Инспекцию заявление по форме N Р13014 о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: о прекращении полномочий Л.О.В. в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени юридического лица общества, и возложении указанных полномочий на М.В.М.

По итогам рассмотрения данного заявления, решением Инспекции от 16.11.2022 N 9770А отказано в регистрации указанных изменений по причине того, что М.В.М. решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.08.2021 по делу N А49-8057/2020 признан банкротом и в отношении него введена процедура реализации имущества; определением от 03.11.2022 производство по делу N А49-8057/2020 прекращено; на М.В.М. распространяются ограничения, пунктом 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), согласно которым он не вправе в течение трех лет с даты прекращения производства по делу о банкротстве занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

В соответствии со статьей 56 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных названным Законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Согласно пункту 2 статьи 57 Закона о банкротстве в случаях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 указанного Федерального закона, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

Определением от 03.11.2022 по делу N А49-8057/2020 суд прекратил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении М.В.М. на основании абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве ввиду удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и в соответствии с пунктом 2 данной статьи на М.В.М. распространяются нормы статьи 56 Закона о банкротстве о прекращении действия всех ограничений, предусмотренных Законом о банкротстве и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом.

На основании вышеизложенного, судом сделан правильный вывод, что решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 16.11.2022 N 9770А не соответствует закону.

Как верно отмечено судом первой инстанции, прекращение производства по делу о банкротстве в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, указывает на восстановление должником платежеспособности, поэтому выход из процедуры банкротства, сопряженный с восстановлением платежеспособности, не должен влечь таких последствий как трехлетнее ограничение на занятие должности в органах управления юридического лица. В этом случае следует руководствоваться взаимосвязанными положениями статьей 56, 57 Закона о банкротстве.

Следовательно, выход из процедуры несостоятельности, сопряженный с восстановлением платежеспособности, не должен влечь таких последствий как ограничения, предусмотренные пунктом 3 статьи 213.30 Закона о банкротстве.

1.6. Приведенные при рассмотрении спора об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" доводы заявителя жалобы о том, что после прекращения производства по делу о признании общества несостоятельным (банкротом) арбитражным управляющим не возвращена документация должника, в связи с чем заявитель не обладала какой-либо информацией о наличии задолженности перед бюджетом, не имела возможности управлять данным юридическим лицом, в том числе погасить имеющуюся указанную задолженность и представить налоговую отчетность, были отклонены судом кассационной инстанции, поскольку заявитель после наступления указанных обстоятельств, как единственный участник общества, обязана была принять меры по организации деятельности данного юридического лица, в том числе по назначению имеющего право без доверенности действовать от его имени лица, чего сделано не было; каких-либо доказательств невозможности исполнения заявителем указанной обязанности в ходе судебного разбирательства не представлено, на наличие таковых не указано; доказательств недобросовестного поведения арбитражного управляющего, как и отсутствия задолженности перед бюджетом, признанной безнадежной к взысканию в связи с наличием у общества признаков недействующего юридического типа, заявителем также не представлено.

По делу N А19-17188/2022 Т.Е.А. обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к инспекции с заявлением об отмене решения N 10223А от 16.05.2022 об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО "Г."

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Т.Е.А. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила решение и постановление судов отменить.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.05.2022 Т.Е.А. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица - ООО "Г." при его создании.

16.05.2022 инспекцией по результатам рассмотрения представленных документов вынесено решение N 10223А об отказе в государственной регистрации общества на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации юридического лица - ООО "Г." при его создании, предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку на момент представления в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об ООО "Г." участником и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного общества, была заявлена Т.Е.А. (ранее - Л.Е.А.), ранее владевшая 100% уставного капитала и являвшаяся руководителем общества, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ (29.01.2021 ГРН 2213800029914) имело задолженность перед бюджетом в сумме 2 162 рублей 50 копеек, признанную безнадежной к взысканию в связи с наличием у общества признаков недействующего юридического типа, и при изложенных фактических обстоятельствах пришли к правильным выводам о соответствии решения регистрирующего органа N 10223А от 16.05.2022 действующему законодательству и отсутствии нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя жалобы о том, что после прекращения производства по делу N А19-21838/2018 о признании общества несостоятельным (банкротом) арбитражным управляющим не возвращена документация должника, в связи с чем Т.Е.А. не обладала какой-либо информацией о наличии задолженности перед бюджетом, не имела возможности управлять данным юридическим лицом, в том числе погасить имеющуюся указанную задолженность и представить налоговую отчетность, отклоняются судом округа, поскольку Т.Е.А. после наступления указанных обстоятельств, как единственный участник общества, обязана была принять меры по организации деятельности данного юридического лица, в том числе по назначению имеющего право без доверенности действовать от его имени лица, чего сделано не было; каких-либо доказательств невозможности исполнения Т.Е.А. указанной обязанности в ходе судебного разбирательства не представлено, на наличие таковых не указано; доказательств недобросовестного поведения арбитражного управляющего, как и отсутствия задолженности перед бюджетом, признанной безнадежной к взысканию в связи с наличием у общества признаков недействующего юридического типа, заявителем также не представлено.

Доводы заявителя жалобы о непредставлении инспекцией решения об исключении общества из ЕГРЮЛ и доказательств его направления в адрес заявителя не опровергают факт наличия правовых оснований для отказа в государственной регистрации ООО "Г." при его создании с учредителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности, Т.Е.А.

1.7. С учетом конкретных обстоятельств дела суды пришли к выводу о соблюдении заявителем установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации общества, в связи с чем оспариваемое решение инспекции было признано не соответствующим закону.

По делу N А19-5461/2023 общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к инспекции с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 30 сентября 2022 года N 17335А об отказе в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией и обязании осуществить государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение инспекции от 30 сентября 2022 года N 17335А об отказе в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией юридического лица. На инспекцию возложена обязанность осуществить государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Судом первой инстанции установлено, что на основании решения единственного участника общества Р.А.В. от 27 мая 2022 года о ликвидации общества и назначении ликвидатора инспекция зарегистрировала принятие обществом решения о ликвидации и назначении ликвидатора, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись от 3 июня 2022 года за N 2223800243930.

Сведения о принятом решении о ликвидации общества опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 29 (893) от 15 июня 2022 года.

Ликвидатор общества 25 августа 2022 года обратился в инспекцию с заявлением по форме N Р15016 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

По сведениям, представленным Межрайонной инспекцией, регистрирующим органом установлено, что в отношении общества числится задолженность, подлежащая уплате в бюджет, в размере 537 817,62 рублей, что подтверждается требованием от 02 августа 2022 года N 380839016.

1 сентября 2022 года принято решение о приостановлении государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией. 2 сентября 2022 года в адрес ликвидатора общества направлен запрос N 09-18/0025281@ о необходимости предоставления информации в части оплаты указанной задолженности, а также наличия/отсутствия неоконченных судебных споров и иных неисполненных обязательств перед кредиторами.

15 сентября 2022 года в адрес регистрирующего органа поступило интернет-обращение от общества о его несогласии с фактом задолженности.

30 сентября 2022 года инспекцией в отношении общества принято решение N 17335А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Как следует из содержания оспариваемого решения регистрирующего органа, в его основу положены выводы о нарушении обществом проведения процедуры ликвидации юридического лица, выразившиеся в предоставлении ликвидационного баланса с недостоверными сведениями о завершении расчетов с кредиторами (имеется задолженность по обязательным платежам).

Таким образом, обществу фактически вменено наличие на момент подачи ликвидационного баланса задолженности в размере 537 817,62 рублей.

Как правильно указал суд первой инстанции, при вынесении оспариваемого решения инспекция необоснованно не приняла во внимание доводы заявителя о том, что налоговым органом (а ранее - Пенсионным фондом) не были совершены действия по взысканию задолженности в принудительном порядке. Любая недостоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, должна быть доказана регистрирующим органом, именно для этих целей инспекции предоставлены полномочия осуществлять проверку сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, так как отказ в регистрации на основании предположительных сведений недопустим.

Таким образом, формализм процедуры государственной регистрации не может являться основанием для освобождения регистрирующего органа от доказывания правомерности оснований отказа в государственной регистрации, тем более с учетом положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что инспекция осуществила проверку сведений о наличии задолженности перед бюджетом формально, а не по существу, сделав не основанный на надлежащих доказательствах вывод о наличии этой задолженности и отказав по этой причине в государственной регистрации ликвидации общества.

Так, согласно справке о состоянии расчетов по состоянию на 31 декабря 2021 года задолженность у общества отсутствует. Общество не осуществляет деятельность с 2018, отчетность представляется с нулевыми показателями, что не оспаривается инспекцией.

Межрайонной инспекцией не реализовано право на обращение в суд с соответствующим иском к обществу.

В целях обеспечения взыскания спорной задолженности по страховым взносам межрайонной инспекцией в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 15 сентября 2022 года N 13301 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств. Общество оспорило данное решение в вышестоящий налоговый орган.

По результатам рассмотрения жалобы общества на решение межрайонной инспекции от 15 сентября 2022 года N 13301 Управлением принято решение от 1 ноября 2022 года N 26-15/019835@ об отмене:

- требования межрайонной инспекции N 380839016 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 2 августа 2022 года;

- решения межрайонной инспекции от 1 сентября 2022 года N 380807254 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств;

- решения межрайонной инспекции от 15 сентября 2022 года N 13301 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Таким образом, является установленным факт отсутствия у общества на момент составления ликвидационного баланса задолженности по обязательным платежам, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по состоянию на 31 декабря 2021 года. В отношении задолженности по страховым взносам в размере 537 817,62 рублей, периодом образования которой являются расчетные периоды, истекшие до 1 июля 2017 года, межрайонной инспекцией утрачена возможность их принудительного взыскания, что следует из решения Управления от 1 ноября 2022 года N 26-15/019835@.

Как правильно указал суд, межрайонная инспекция утратила право на удовлетворение (погашение) своего требования в ходе процедуры ликвидации общества в силу подпункта 2 пункта 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку не воспользовался механизмом защиты интересов кредиторов, предусмотренным ГК РФ.

Также, судом первой инстанции установлено, что 16 февраля 2023 года Межрайонной инспекцией в Арбитражный суд Иркутской области подано исковое заявление о признании общества банкротом (дело N А19-3162/2023). Сумма исковых требований составляет 553 801,57 рублей.

Ранее межрайонной инспекцией трижды: в 2017, 2018 и 2021 годах (определение по делу N А19-25309-2017_20180516, определение по делу N А19-22121-2018_20181220, определение по делу N А19-14334-2021_20210826) подавались исковые заявления о признании общества банкротом. При этом обществу не была вменена спорная задолженность по страховым взносам. В ходе проверки обоснованности заявлений о признании банкротом общество погашало вменяемую обществу задолженность. Иная задолженность в адрес общества не выставлялась ни налоговым органом, ни Пенсионным фондом.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции приходит к выводу о соблюдении заявителем установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации общества, а именно положений статей 63, 64 ГК РФ, статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем оспариваемое решение инспекции не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.