Задача 4. Развитие национальной системы индикаторов и их администраторов, а также рейтинговой индустрии

Система качественных и заслуживающих доверия индикаторов финансового и товарного рынков имеет принципиальное значение для их функционирования, предоставляя его участникам релевантную для принятия решений информацию и ориентиры при заключении сделок. Возросла актуальность задачи сохранения и развития собственной рейтинговой индустрии.

Ранее на российском финансовом рынке активно использовались индикаторы, администраторы которых находятся в государствах, ставших по отношению к России недружественными. Предоставление информации ими приостановлено. При этом финансовые индикаторы широко используются на кредитном рынке, рынке ценных бумаг, ПФИ (в том числе ПФИ, базисным активом которых являются товары). В меньшей степени инструменты, ценообразование которых привязано к финансовым индикаторам, представлены на страховом рынке и рынке микрофинансирования.

Как на биржевом, так и на внебиржевом товарном рынке в предыдущие годы сложилась устойчивая практика использования иностранных товарных индикаторов, в том числе в целях хеджирования товарных рисков компаниями реального сектора экономики. Резкое изменение экономических условий стало причиной несоответствия ценообразования на российском и иностранных сырьевых рынках, в результате чего ПФИ на иностранные товарные индикаторы перестали отвечать критериям хеджирования, отдельные договоры стали убыточными, не выполняя при этом свою хеджирующую функцию. Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием нормативно установленных требований к процессу формирования российских индикаторов, которые могли бы заместить иностранные, что значительно затрудняет возможность хеджирования.

Будет продолжена работа по созданию условий для развития российских администраторов финансовых и товарных индикаторов, обеспечивающих формирование объективной и достоверной рыночной информации. Намечены как расширение линейки индикаторов финансового и товарного рынков, так и разработка регулирования деятельности их администраторов, установление требований к их деятельности, в том числе к методикам формирования финансовых и товарных индикаторов, определение надзорного органа, а также закрепление на законодательном уровне его полномочий.

Наличие качественных и надежных отечественных индикаторов будет способствовать развитию внутреннего ценообразования, расширит возможности российских участников рынка по получению достоверной ценовой информации и выбору оптимальных параметров заключаемых сделок, снизит риски манипулирования, повысит уровень защиты прав и законных интересов пользователей индикаторов, станет стимулом для развития рынка ПФИ на российские индикаторы.

Банк России также сконцентрирует усилия на вопросах совершенствования товарных торговых систем, что будет способствовать развитию внутреннего ценообразования и системы национальных товарных индикаторов, а также обеспечит повышение доступности и привлекательности организованного товарного рынка для субъектов МСП, расширение линейки товарных групп, обращение которых осуществляется на организованных торгах.

Банк России предполагает и далее развивать национальную рейтинговую индустрию, особое внимание уделяя качеству рейтингового процесса и используемых методологий, что особенно важно в условиях ухода с рынка иностранных рейтинговых агентств. Для повышения надежности и обеспечения высокого качества национальных кредитных рейтингов планируется совершенствование надзорного инструментария и требований к методологии. С этой целью были приняты соответствующие поправки в законодательство - они нацелены на повышение точности рейтинговых оценок, а также на установление повышенных требований для обеспечения независимости и объективности отечественных кредитных рейтинговых агентств.

В 2023 году для реализации полномочий разработаны соответствующие нормативные акты о порядке применения Банком России мер к кредитным рейтинговым агентствам, проверки качества методологий кредитных рейтинговых агентств, публикации Банком России сопоставления рейтинговых шкал кредитных рейтинговых агентств, о требованиях к информации, подлежащей раскрытию кредитными рейтинговыми агентствами.

В результате отзыва международными кредитными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов российских объектов рейтинга в 2022 году актуальным стал вопрос признания дружественными странами кредитных рейтингов российских кредитных рейтинговых агентств.

Перспективы развития российской рейтинговой индустрии могут быть связаны как с заинтересованностью иностранных компаний из дружественных стран в получении кредитных рейтингов по международным шкалам российских кредитных рейтинговых агентств (которые учитывают не только особенности объекта рейтинга, но и страновую специфику и позволяют сравнивать объекты рейтинга разных юрисдикций), так и с расширением использования кредитных рейтингов российских кредитных рейтинговых агентств в регулировании и/или деловой практике дружественных стран (прежде всего на пространстве ЕАЭС).