2. Укрепление доверия розничного потребителя и розничного инвестора к финансовому рынку через усиление его защищенности, повышение финансовой грамотности и расширение доступности финансовых услуг для граждан, удовлетворение их потребностей в финансовых услугах

2. Укрепление доверия розничного потребителя и розничного инвестора к финансовому рынку через усиление его защищенности, повышение финансовой грамотности и расширение доступности финансовых услуг для граждан, удовлетворение их потребностей в финансовых услугах.

Эта цель остается актуальной и отвечает вызовам, возникающим на фоне резких изменений в экономических условиях развития страны, когда на фоне ограничений доступа России к внешним заимствованиям и блокировки зарубежных активов существенно возрастает роль внутренних источников финансирования развития экономики, в том числе средств розничных инвесторов. Восстановление и сохранение доверия граждан к рынку капитала в ситуации неопределенности, защита прав инвесторов и потребителей финансовых продуктов и услуг имеют критическое значение для выполнения финансовым рынком функции по трансформации сбережений в инвестиции. При этом важно, чтобы потребителям финансовых продуктов и услуг был доступен весь спектр необходимых инструментов для сбережений и инвестиций на разных горизонтах с учетом их целей и потребностей.

Кроме того, данная цель обретает свою специфику в контексте долгосрочного тренда на цифровизацию, который сопровождается изменением характера взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых продуктов и услуг, сокращением клиентского пути и возможностью быстрого доступа розничных инвесторов в сегменты финансового рынка с повышенным уровнем риска, где инвестирование требует специальной квалификации. С внедрением новых технологий возрастают требования к уровню навыков потребителей финансовых услуг по использованию современных устройств и дистанционных каналов, а также повышаются риски цифрового неравенства. Особую важность приобретают вопросы безопасности предлагаемого потребителю (инвестору) продукта и качества его продвижения на рынке. Одновременно появляются новые виды мошенничества и недобросовестных практик, что требует совершенствования методов противодействия им. В этих условиях необходимы дополнительная настройка механизмов защиты прав розничных инвесторов и потребителей финансовых продуктов и услуг, в том числе с учетом применения искусственного интеллекта и роботизации отношений потребителя и финансовых организаций (M2M finance), а также повышение инвестиционной, цифровой и финансовой грамотности.