Задача 4. Участие банков в финансировании экономического развития

На среднесрочном горизонте банковский сектор, как наиболее крупный сегмент российского финансового рынка, должен играть значимую роль в финансировании ускоренной трансформации российской экономики. При этом финансирование приоритетных проектов, направленных на развитие отечественной экономики, в среднесрочной перспективе сделает экономику более устойчивой и будет способствовать улучшению профиля рисков самого банковского сектора.

Возможности банков участвовать в кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов подчас ограничены, учитывая, что значительная часть их пассивов - краткосрочная или до востребования. Кроме того, некоторые компании и проекты реального сектора являются очень крупными даже по международным меркам, и капитал крупнейших российских банков недостаточен для кредитования таких компаний и проектов в требуемом объеме. Поэтому необходимо способствовать обеспечению банковского сектора долгосрочными ресурсами, развивать механизмы распределения рисков и в целом повысить интерес банков кредитовать приоритетные проекты.

В целях создания условий для формирования в банковском секторе долгосрочных ресурсов необходимо продолжить работу по совершенствованию системы страхования вкладов. В частности, планируется увеличить лимит страхового возмещения и дифференцировать ставки отчислений в Фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ) в зависимости от типа и срочности вклада. Это сделает долгосрочные вклады более привлекательными для клиентов, позволит банкам повысить их доходность и обеспечит приток устойчивых долгосрочных пассивов для финансирования экономики.

Банк России будет содействовать развитию правовых и операционных механизмов, способствующих диверсификации кредитного риска внутри банковского сектора, а также между банками и другими участниками финансового рынка. В частности, планируется содействовать более активному использованию инструментов секьюритизации банковских кредитных портфелей, синдицирования банковских кредитов и других способов распределения рисков. Это особенно важно, учитывая ограниченный доступ российских компаний к международным финансовым рынкам и недостаточную емкость внутреннего фондового рынка. Снижение концентрации кредитного риска также может быть достигнуто через покрытие части риска государством и институтами развития путем предоставления банкам гарантий и поручительств.

Чтобы повысить интерес банков кредитовать наиболее важные для экономики проекты, Банк России внедрил стимулирующее банковское регулирование. Теперь банки могут существенно (в ряде случаев в два-три раза) снизить нагрузку на капитал по кредитам на проекты, которые способствуют обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Снижение нагрузки на капитал делает такие кредиты более привлекательными для банков, соответственно, проектам становится легче привлекать финансирование.

При этом, чтобы исключить накопление в банковской системе избыточных рисков, объем регуляторных стимулов ограничен: лимиты использования льгот для отдельных банков зависят от их запаса капитала и рентабельности.

Критерии проектов определены Правительством Российской Федерации в специальной Таксономии <25>, в которой обозначены наиболее приоритетные отраслевые направления, виды продукции, пока недостаточно локализованные или которые может быть сложно импортировать. Кроме того, в Таксономию включены инфраструктура и услуги, которые нужны, чтобы дополнительно снизить зависимость от импорта и переориентировать экспорт на новые рынки.

--------------------------------

<25> Приоритетные направления проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603.

Полностью реализовать потенциал стимулирующего регулирования можно только при наличии достаточного количества соответствующих Таксономии проектов с приемлемым для банков уровнем риска. Поэтому Банк России поддерживает интеграцию Таксономии с мерами государственной поддержки и участием государственных институтов развития в финансировании стратегически значимых проектов. Такой подход будет способствовать достижению синергетического эффекта, при котором регуляторные стимулы будут усилены мерами финансовой поддержки, что в итоге позволит реализовать больше приоритетных проектов <26>. При этом важен мониторинг применения Таксономии, в том числе своевременная актуализация направлений деятельности, для которых применение стимулов может быть наиболее целесообразно.

--------------------------------

<26> Более подробная информация об иных мерах по развитию банковского регулирования приведена в разделе 3 "Направление развития финансового рынка", направлении 1 "Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора", задаче 7 "Обеспечение устойчивости и развитие регулирования финансовых организаций".

При всей своей важности некоторые приоритетные, стратегические для страны инвестиционные проекты и программы с точки зрения рыночных кредиторов могут иметь относительно высокие риски. В этом случае для обеспечения финансирования этих проектов и программ должны задействоваться бюджетные ресурсы и возможности государственных институтов развития. Привлечение банковских кредитов для таких проектов возможно посредством предоставления банкам государственных гарантий и поручительств институтов развития или выпуска облигаций, обеспеченных такими гарантиями и поручительствами. При этом для эффективности такой поддержки важно, чтобы гарантии и поручительства действительно помогали снизить риски банков, то есть имели характер безусловных и безотзывных обязательств.

Отдельные проекты из-за низкой окупаемости не смогут претендовать на получение высококачественных госгарантий или обслуживать кредиты по рыночным ставкам. Если такие проекты имеют стратегическое значение для экономики, они должны субсидироваться и (или) софинансироваться за счет прямых инвестиций государственных институтов развития. Вместе с тем важно, чтобы институты развития не вступали в прямую конкуренцию с кредитными организациями. Объем стимулирующих мер должен быть ограничен для снижения рисков существенного смягчения денежных условий, что потребует от Банка России поддерживать ключевую ставку в экономике на более высоком уровне. При этом важное значение имеют приоритизация проектов для субсидирования, направление субсидий на решение первоочередных задач трансформации экономики, их целевое и ответственное выполнение.

С учетом потребностей структурной трансформации экономики в среднесрочной перспективе роль институтов развития повысится, расширится масштаб их деятельности. В свою очередь, расширение роли институтов развития будет способствовать более активному развитию проектного финансирования. В связи с этим необходимо предусмотреть автоматические механизмы докапитализации институтов развития (в том числе в рамках поддержания их статуса организаций государственного сектора как необходимого условия для сохранения особого регулирования по требованиям банков к ним), а государству - учесть потребности в такой докапитализации при планировании расходов федерального бюджета. Так, эффективным может стать создание единого для всех институтов развития транспарентного механизма так называемого утвержденного капитала <27>. Наиболее четкий механизм утвержденного капитала разработан в отношении ВЭБ.РФ, он может быть масштабирован на другие институты развития. Дополнительно институтам развития необходимо усилить среднесрочное прогнозирование консолидированных показателей деятельности, включая капитал, нормативы финансовой устойчивости, не только в целях выявления потребности в докапитализации (иных мер государственной поддержки), но и для расширения деятельности в перспективе. Применение методов стресс-тестирования также может способствовать более четкому пониманию потребности институтов развития в капитале.

--------------------------------

<27> Утвержденный капитал - та часть уставного капитала института развития, которая формируется за счет субсидий из федерального бюджета и последующего внесения дополнительных имущественных взносов Российской Федерации при достижении институтом развития триггерных значений обязательных нормативов (показателей) финансовой устойчивости.

Продолжится работа по расширению потенциала развития малых банков и пропорциональному снижению регуляторной нагрузки. В частности, в дополнение к уже предоставленному банкам с базовой лицензией праву открывать корреспондентские счета в иностранных банках на постоянной основе планируется расширение списка ценных бумаг, доступных таким банкам. Кроме того, Банк России продолжит прорабатывать с участниками рынка подходы к созданию специальных банковских объединений, что может помочь в развитии бизнес-моделей банков с базовой лицензией, снижению затрат (например, на ИТ и маркетинг), увеличению масштабов бизнеса и клиентской базы.

Для участия в программах размещения публичных средств <28> совместно с Минфином России продолжится работа по переходу на кредитный рейтинг как единый критерий отбора банков. Это потенциально повысит прозрачность и объективность процедуры отбора, а также расширит конкурентные возможности для небольших участников. В случае с субсидиями, которые предоставляются по факту выдачи банками кредитов, Банк России последовательно выступает за широкий список участников таких программ для обеспечения равного доступа к ним, поскольку прямого кредитного риска со стороны банков-кредиторов для бюджета не возникает (при должном контроле за целевым расходованием выделенных для программы средств).

--------------------------------

<28> Проект федерального закона N 1046569-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств" проходит стадию подготовки ко второму чтению Государственной Думой.