Направление 1. Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики

- Внедрено риск-чувствительное стимулирующее регулирование <50> для поддержки кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, критерии которых утверждены Правительством Российской Федерации <51>. Применение стимулирующего регулирования позволит банкам с универсальной лицензией снизить нагрузку на капитал по кредитам, выданным на реализацию таких проектов после 30 сентября 2022 года. Снижение нагрузки на капитал может составлять от 10 до 70% от стандартной величины кредитного риска по ссуде. Стимулирующее регулирование будет способствовать финансированию наиболее значимых для экономики страны инвестиционных проектов. При этом за счет высвобождения капитала общий прирост потенциала кредитования может составить до 10 трлн рублей.

--------------------------------

<50> Указания Банка России от 06.06.2023 N 6436-У и от 07.06.2023 N 6443-У.

<51> Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603.

- Исключен запрет банкам с базовой лицензией открывать корреспондентские счета в иностранных банках <52>.

--------------------------------

<52> Федеральный закон от 12.12.2023 N 566-ФЗ "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

- С 1 января 2024 года начнет работу <53> новый инструмент - программа долгосрочных сбережений, реализуемая через НПФ. Преимущества программы - предоставление налогового вычета на взносы граждан, государственное софинансирование, гарантирование сохранности и безубыточности сбережений, а также возможность получения гражданином этих средств в особых жизненных ситуациях и возможность наследования сбережений. Повышению спроса на продукты НПФ будет способствовать изменение системы вознаграждения НПФ.

--------------------------------

<53> Федеральный закон от 10.07.2023 N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- Предусмотрены <54> возможность оформлять договор на ведение ИИС с более гибкими условиями (ИИС-III) и наделение управляющей компании паевого инвестиционного фонда правом открывать и вести ИИС-III, на которых можно будет учитывать паи открытых паевых инвестиционных фондов, находящихся под управлением такой управляющей компании, и денежные средства, передаваемые в оплату таких паев или полученные при их погашении.

--------------------------------

<54> Федеральный закон от 19.12.2023 N 600-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- Создаются условия для запуска нового на российском страховом рынке вида страхования с инвестиционной составляющей - долевого страхования жизни. Указанный вид страхования включает одновременно предоставление страховой защиты страхователю или лицу, в пользу которого заключен такой договор страхования, и возможность инвестирования части уплаченной страховой премии в выбранные страхователем паи с правом получения инвестиционного дохода в зависимости от их рыночной стоимости <55>.

--------------------------------

<55> Федеральный закон от 25.12.2023 N 631-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- Усовершенствован порядок налогообложения доходов в виде процентов (купонов) по облигациям <56>. С 1 января 2024 года частным инвесторам будет предоставлена возможность уменьшить доход в виде процента (купона) по облигациям на сумму накопленного купонного дохода, уплаченную при приобретении соответствующих облигаций, а на брокеров (управляющих) будут возложены обязанности налоговых агентов в отношении доходов в виде процента (купона) по облигациям при зачислении таких доходов на брокерский счет, специальный брокерский счет или банковский счет доверительного управляющего.

--------------------------------

<56> Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- Закреплен режим налогообложения замещающих облигаций <57>. Исключен риск возникновения налогооблагаемого дохода при замещении еврооблигаций облигациями российских организаций, а также определен порядок учета расходов на приобретение еврооблигаций в составе расходов на приобретение замещающих облигаций при их последующей реализации.

--------------------------------

<57> Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- Утверждены требования <58> к процедуре создания специальных ЗПИФ, состоящих из заблокированных ценных бумаг. Такие бумаги будут выделены из состава действующих розничных ПИФ, что позволит запустить управление оставшимися ликвидными активами и возобновить операции с инвестиционными паями. Если в составе розничного ПИФ более 10% заблокированных бумаг, то управляющая компания должна была выделить их в отдельный закрытый ПИФ до 15 октября 2023 года <59>. Каждому пайщику будут выданы паи нового фонда в количестве, равном паям основного фонда. Также возможен вариант смены статуса розничного фонда на закрытый.

--------------------------------

<58> Решение Совета директоров Банка России от 10.02.2023.

<59> Решение Совета директоров Банка России от 10.08.2023.

- Увеличен предельный размер гарантийного возмещения по добровольным пенсионным накоплениям <60> - с 1,4 до 2,8 млн рублей. Государственная гарантия обеспечит сохранность добровольных взносов граждан и работодателей по договорам НПО, а также выплату негосударственных пенсий в случаях банкротства НПФ или аннулирования его лицензии. Данная мера будет способствовать повышению доверия к пенсионной системе и привлечению новых клиентов в НПФ.

--------------------------------

<60> Федеральный закон от 28.04.2023 N 158-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".

- НПФ разрешено <61> совмещать основную деятельность с оказанием информационно-консультативных услуг в сфере финансового рынка, а также выступать агентами разных компаний. Новые возможности позволят НПФ стать единым окном для предоставления своим клиентам не только пенсионных, но и иных социальных услуг и сервисов - например, страхование, медицина, патронаж, услуги пансионатов. Для исключения дополнительных рисков у фондов и обеспечения их финансовой устойчивости размер годового вознаграждения <62> за непрофильную деятельность будет ограничен.

--------------------------------

<61> Федеральный закон от 27.01.2023 N 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и статью 27 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".

<62> Годовое вознаграждение за непрофильную деятельность не должно превышать 50% от среднего совокупного размера оплаты услуг от НПО и ОПС за три предыдущих года.

- Для поддержания доверия на финансовом рынке и содействия инвестиционной активности обеспечивается постепенный возврат <63> к публикации эмитентами финансовой отчетности, а также раскрытию информации в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг". При этом для минимизации санкционных рисков определены перечень чувствительной информации и перечень случаев, при которых будет возможно не осуществлять раскрытие информации или осуществлять ее раскрытие в ограниченном объеме.

--------------------------------

<63> Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2023 N 1102.

- С 1 апреля 2023 года установлены требования <64> к раскрытию информации при выпуске облигаций устойчивого развития, адаптационных облигаций, облигаций, связанных с целями устойчивого развития, облигаций климатического перехода. Также уточнены требования к раскрытию информации о "зеленых" и социальных облигациях <65>. Новые требования стали продолжением работы по созданию правовой основы для выпуска и обращения инструментов финансирования устойчивого развития.

--------------------------------

<64> Указание Банка России от 30.09.2022 N 6283-У.

<65> Требования к таким облигациям были установлены Положением Банка России от 27.03.2020 N 714-П.

- Созданы регуляторные условия для продажи с использованием финансовых платформ облигаций, допущенных к организованным торгам, с их обратным выкупом эмитентом (агентом эмитента) для продажи физическим лицам субфедеральных облигаций без прохождения тестирования, а также сняты ограничения на совмещение статусов оператора финансовой платформы, оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов <66>.

--------------------------------

<66> Федеральный закон от 24.06.2023 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и статьи 5 и 8 Федерального закона "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы".

- С 6 марта 2023 года вступили в силу изменения в Правила листинга ПАО Московская Биржа <67>, устранившие запрет на одновременное включение ценных бумаг в Сектор рынка инноваций и инвестиций/Сегмент РИИ-Прайм и Сектор Роста ПАО Московская Биржа. Указанные изменения позволят инвесторам воспользоваться специальными налоговыми льготами <68>, а эмитентам из числа технологичных компаний, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, получить соответствующую господдержку, в том числе со стороны институтов развития <69>.

--------------------------------

<67> Редакция Правил листинга от 06.03.2023 утратила силу, новая редакция Правил листинга ПАО Московская Биржа от 01.08.2023 также не содержит запрета на одновременное включение ценных бумаг в Сектор РИИ/Сегмент РИИ-Прайм и Сектор Роста.

<68> Исключение из налогооблагаемой базы НДФЛ доходов от реализации ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

<69> Например, поручительство/гарантии по облигационным выпускам от Корпорации "МСП", участие АО "МСП Банк" в размещении облигаций эмитентов малого и среднего предпринимательства.

- Определены правовые основы <70> для понятий "технологическая компания" и "малая технологическая компания", что позволит сфокусировать действующие меры поддержки на таких компаниях.

--------------------------------

<70> Федеральный закон от 04.08.2023 N 478-ФЗ "О развитии технологических компаний в Российской Федерации".

- Запущен эксперимент по партнерскому финансированию <71>. Он может стать основой для привлечения инвестиций из тех дружественных стран, где инструменты партнерского финансирования особенно развиты, а также повысить доступность финансовых услуг для части российских граждан.

--------------------------------

<71> Федеральный закон от 04.08.2023 N 417-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- В 2023 году реализована возможность удаленного урегулирования убытков по ОСАГО, а также электронного взаимодействия по иным обязательным видам страхования гражданской ответственности <72>.

--------------------------------

<72> Федеральный закон от 14.07.2022 N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- Осуществляется переход к единой системе сбора и хранения информации на страховом рынке - АИС страхования <73>, оператором которой является юридическое лицо, специально созданное Банком России для этих целей.

--------------------------------

<73> Федеральный закон от 29.12.2022 N 594-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования".

- Установлена возможность применения упрощенной системы налогообложения инвестиционными советниками, не являющимися кредитными организациями и не совмещающими деятельность по инвестиционному консультированию с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Это позволит снизить налоговую нагрузку на них, а также упростит процесс ведения налогового и бухгалтерского учета <74>.

--------------------------------

<74> Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".