РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Российская экономика и финансовый рынок в 2022 году столкнулись с широким спектром вызовов, обусловленных беспрецедентным санкционным давлением. Был ограничен доступ к рынкам товаров, услуг, капитала, транспортной, логистической, платежно-расчетной инфраструктуре недружественных государств, которые являлись основными торговыми партнерами нашей страны.

В этих условиях на начальном этапе внутренний финансовый рынок испытал стресс и высокую волатильность, но ситуация была быстро стабилизирована, а затем нормализована благодаря оперативной реакции и принятым мерам Банка России и Правительства Российской Федерации, а также их постоянному взаимодействию с участниками рынка. Ключевую роль во многом сыграли выбранные подходы на сохранение рыночных принципов и открытость российской экономики, что обеспечило гибкость и адаптивность системы в меняющихся условиях. Финансовый сектор сохранил устойчивость и продолжил выполнять свои ключевые функции, в том числе выступая проводником мер государственной поддержки экономики. Важную роль сыграли и принятые в предыдущие годы меры по повышению устойчивости финансовых организаций, накопление буферов капитала у финансовых организаций, вывод с рынка неустойчивых и недобросовестных финансовых посредников, а также создание независимой платежной и расчетной инфраструктуры.

В 2023 году происходит не только восстановление финансового рынка, но и развитие его основных сегментов. И основной фокус мер Банка России и Правительства Российской Федерации уже начиная с осени 2022 года сместился в сторону проектирования необходимых для этого экономических, правовых, регуляторных условий и дальнейшего развития финансовой инфраструктуры. Эффект от реализации этих мер будет проявляться в будущем.

Финансовый рынок продемонстрировал позитивную динамику. Активы финансовых организаций за три квартала 2023 года увеличились на 20,7%, до 207,6 трлн рублей. Они выросли по отношению к ВВП по сравнению с 2021 годом, что говорит о восстановлении и росте финансового рынка в масштабах экономики. Объемы банковского сектора увеличивались в продолжение динамики, которая наблюдалась и в прошлом году. При этом активы небанковских финансовых организаций восстанавливались после снижения в 2022 году и по итогам 9 месяцев 2023 года уже на 18,9% превышали показатели 2021 года.

Банковское кредитование в 2023 году заметно расширилось. Положительная динамика наблюдалась в сегменте как корпоративного, так и розничного кредитования. Суммарный портфель кредитов за 9 месяцев 2023 года вырос на 14,7% (до 102,9 трлн рублей), что уже превышает темпы роста за 2022 год в целом (12,7%).

Росту кредитования способствовали меры Банка России, направленные на поддержание устойчивости банков в 2022 году. Спрос корпораций на заемное финансирование был обеспечен восстановлением деловой активности в экономике и замещением внешнего долга, в результате портфель корпоративных кредитов за 9 месяцев 2023 года вырос на 13,1%, до 70,0 трлн рублей, что значительно превышает темп роста за аналогичный период 2022 года (+8,1%). На фоне восстановления потребительского и инвестиционного спроса граждан розничное кредитование демонстрирует признаки перегрева. При этом наиболее значительный вклад внесло ипотечное кредитование, увеличившееся за 9 месяцев 2023 года на 18,5% <9>. Потребительское кредитование за тот же период выросло на 13,5%.

--------------------------------

<9> Темпы роста по ипотечному кредитованию приведены с корректировкой на сделки секьюритизации.

Прибыль банков за 9 месяцев 2023 года достигла 2,7 трлн рублей, что обеспечивает пополнение капитала и поддерживает потенциал кредитования.

На рынке микрофинансирования в 2023 году наблюдался умеренный рост: портфель рынка за 9 месяцев 2023 года вырос на 16,1% (до 423 млрд рублей), что на 6% выше, чем за 2022 год. Рост портфеля в основном происходил за счет потребительского сегмента, при этом портфель займов бизнесу увеличился на 4%.

В этих условиях Банк России последовательно с конца 2022 года отменяет введенные для смягчения эффектов санкций регуляторные послабления. При этом Банк России ввел стимулирующее банковское регулирование на основе разработанной Правительством Российской Федерации Таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики <10>. Это позволит банкам снизить нагрузку на капитал и активнее участвовать в финансировании таких проектов.

--------------------------------

<10> Более подробно об этих и иных мерах Банка России и Правительства Российской Федерации, упомянутых в этом разделе, - в Приложении 2.

Рынок капитала восстанавливается. Продолжается рост облигационного рынка и наблюдается оживление на рынке акций.

К октябрю 2023 года суммарный объем облигаций в обращении вырос до 42,7 трлн рублей, увеличившись на треть по сравнению с началом 2022 года. Причем рынок рос не только в абсолютных значениях, но и в масштабах экономики, достигнув 27% ВВП к началу октября 2023 года. Облигации продолжают играть значимую роль в заимствованиях компаний, составляя почти четверть от общего объема. При этом прирост рынка корпоративных и государственных облигаций происходит примерно в равных пропорциях, что говорит об отсутствии тенденции вытеснения частного долга государственным.

Рынок акций восстанавливался после существенного падения в 2022 году. Его капитализация растет и по итогам 9 месяцев 2023 года достигла 57,7 трлн рублей, что составляет около 90% от значения на конец 2021 года. При этом в 2022 году происходили единичные размещения даже в условиях повышенной неопределенности. В 2023 году наблюдается возобновление интереса к IPO как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов.

Роль участников в структуре торгов на рынке акций существенно изменилась. С уходом иностранных инвесторов, которые играли значимую роль в этом сегменте (около 40% в объеме торгов в 2021 году), доля розничных инвесторов в общем объеме торгов увеличилась более чем в два раза, превысив 80% в сентябре 2023 года. Это отражается на емкости рынка, его ликвидности и волатильности. В этих условиях крупные компании были ограничены в размещениях своих акций на внутреннем рынке.

При этом продолжается приток частных инвесторов на рынок капитала. За 9 месяцев 2023 года число клиентов брокеров и доверительных управляющих увеличилось еще на 6,3 млн, их общее число составляет уже порядка 36,3 миллиона. Объем средств физических лиц на счетах в доверительном управлении и на брокерском обслуживании к октябрю 2023 года превысил значения конца 2021 года, составив 10,9 трлн рублей. При этом частные инвесторы предпочитают брокерское обслуживание, что отражает динамика как количества счетов, так и объемов средств на них.

В условиях повышения роли розничных инвесторов на финансовом рынке продолжается работа по формированию продуктов долгосрочных сбережений и инвестиций в разных сегментах финансового рынка, созданию стимулов для повышения их привлекательности. Этому в том числе будут способствовать созданная система гарантирования негосударственного пенсионного обеспечения, повышение гарантийного обеспечения в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в два раза, до 2,8 млн рублей, запуск программы долгосрочных сбережений, которая начнет функционировать с 2024 года, совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов, введение нового страхового продукта - долевого страхования жизни, а также уточнение порядка налогообложения купонных доходов по облигациям.

В целях защиты неквалифицированных инвесторов от неоправданных рисков были ограничены их вложения в иностранные активы недружественных стран.

Возобновился рост портфелей институциональных инвесторов. Портфели НПФ и страховых организаций за 9 месяцев 2023 года увеличились соответственно на 6 и 12% (до 5,1 трлн и 3,6 трлн рублей). НПФ и страховщики придерживаются консервативной стратегии инвестиций, в основном вкладываясь в долговые инструменты. Портфель паевых инвестиционных фондов (ПИФ), характеризующийся более диверсифицированной структурой вложений, увеличился на 32,7% (до 10,2 трлн рублей).

Для того чтобы повысить привлекательность вложений небанковских финансовых организаций в ценные бумаги компаний, которые способствуют трансформации и структурной адаптации российской экономики, Банк России реализовал меры стимулирующего регулирования для страховых организаций, ПИФ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, в разработке - для НПФ.

При этом, учитывая, что для формирования доверительной среды на рынке принципиальное значение имеет качественная, заслуживающая доверия информация об участниках, эмитентах, инструментах, было принято решение о возвращении к раскрытию эмитентами финансовой отчетности и иной важной для инвесторов информации. В части раскрытия информации исключения сохранены только для чувствительной информации в отношении бенефициаров, собственников, членов органов управления, контрагентов с целью ограничения санкционных рисков.

Для сохранения доверия инвесторов важное значение имеет дальнейшая работа по заблокированным активам. Наряду с ранее принятыми мерами, которые позволили обслуживать обязательства в рублях, осуществить перевод обязательств российских эмитентов в российскую юрисдикцию, установлен порядок выпуска замещающих облигаций и предусмотрена возможность перевода заблокированных активов в специально создаваемые закрытые ПИФ, позволяющие вести обособленный учет таких активов и управлять ими.

В целом российский финансовый рынок обладает потенциалом роста в масштабах экономики, в первую очередь за счет рынка капитала, о чем в том числе свидетельствует международный опыт. В настоящее время значимая роль сохраняется за банковским сектором, активы которого превышают 98,3% ВВП, что сопоставимо со многими странами. При этом суммарные активы российских небанковских финансовых посредников пока составляют менее 30% ВВП. Для сравнения: в Индии и Китае, чьи показатели по данному сегменту среди стран БРИКС ближе к России, активы пенсионных фондов, ПИФ и страховщиков - более 40% ВВП. Для российского рынка IPO/SPO пока характерны единичные размещения, в отличие от других стран, где они исчисляются десятками и сотнями. Не исчерпаны и возможности развития облигационного финансирования: объем рынка облигаций к ВВП в Индии - в ближайшей к России по этому показателю среди стран БРИКС - превышает 50%, что почти в два раза больше российских показателей.

По мере развития торговых и финансовых отношений с дружественными странами ускоренными темпами растет роль рубля и национальных валют дружественных стран в международных расчетах. В том числе как отражение этого процесса значительно возросла их доля в обороте на валютном рынке - более половины объема. При этом сохраняется тенденция к девалютизации счетов граждан и бизнеса. В частности, доля валютных счетов граждан сохраняется на низком уровне (около 10,7%) после почти двукратного сокращения в 2022 году.

Продолжалось развитие международного взаимодействия с дружественными странами, выстраивание системы платежей и расчетов, сети корреспондентских отношений. Проводилась работа по созданию условий для доступа иностранных участников из дружественных стран на российский финансовый рынок. Так, созданы правовые условия для упрощенного допуска на финансовый рынок иностранных инвесторов к организованным торгам иностранной валютой, а также валютным и процентным ПФИ. Обеспечена возможность удаленной идентификации нерезидентов. Кредитные организации и отдельные некредитные финансовые организации получили такую возможность при реализации полномочий делегирования идентификации таких лиц иностранным финансовым организациям из иностранных государств по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Кроме того, стартовал эксперимент по партнерскому финансированию, которое может представлять интерес как для российских граждан и бизнеса, так и для контрагентов из дружественных стран. Тем не менее ожидать быстрого притока зарубежных средств вряд ли возможно, но важно последовательно создавать для этого необходимые условия.

Цифровая и платежная инфраструктура обеспечивает потребности экономики и финансового рынка, продолжая развиваться. Потребители доверяют цифровым платежным инструментам и расширяют их использование. Доля безналичных платежей в розничном обороте продолжала расти и превысила 82,4% на конец сентября 2023 года.

На фоне технологического развития в экономике продолжается рост популярности платформенной бизнес-модели. В целом российская платформенная индустрия показывает высокую устойчивость, а отечественные игроки усилили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в формирование технологической независимости страны. Продолжается экосистемная трансформация рынка, что обусловливает сохранение актуальности выработки подходов к регулированию экосистем, обеспечивающих сохранение преимуществ для граждан и бизнеса при контроле рисков для конкурентной среды и финансовой стабильности.

Постепенно также развивается сегмент цифровых финансовых активов (ЦФА). Большинство операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, завершают процесс тестирования своих ИТ-решений и переход к полноценной работе. В результате в 2023 году наблюдается рост числа выпусков ЦФА. Однако, учитывая, что данный сегмент находится только на этапе своего становления, он пока характеризуется относительно небольшими объемами (62,1 млрд рублей на середину декабря 2023 года).

Банк России продолжил работу по созданию цифрового рубля - новой, третьей формы российского рубля. ЦР создается как еще одно средство для платежей и переводов, которое будет содействовать развитию конкуренции и инноваций на финансовом рынке. С 1 августа 2023 года вступили в силу федеральные законы, определяющие основы правового регулирования операций с ЦР. На законодательном уровне определен правовой режим ЦР, в том числе в части определения разрешенных операций с ЦР. Банком России также разработано Положение <11> о платформе ЦР и внесены связанные с ЦР изменения в правила <12> безналичных расчетов. С 15 августа 2023 года началось пилотирование операций с ЦР с привлечением ограниченного круга пользователей.

--------------------------------

<11> Положение Банка России от 03.08.2023 N 820-П "О платформе цифрового рубля".

<12> Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

Развивается Система быстрых платежей (СБП), ее все активнее используют граждане и бизнес. По итогам III квартала 2023 года переводами через СБП воспользовался каждый второй житель нашей страны, оплатой товаров и услуг - каждый третий. Объем операций в СБП за 9 месяцев 2023 года составил 20,6 трлн рублей, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель за 9 месяцев 2022 года.

Для повышения доступности платежных сервисов в условиях отключения от международной платежной инфраструктуры до июля 2024 года действуют нулевые тарифы для банков по переводам между гражданами в СБП. Количество предприятий торговли и сервиса, принимающих оплату через СБП, по итогам III квартала 2023 года достигло 1,3 млн единиц, увеличившись в 2,3 раза по сравнению с началом года.

В 2022 году в СБП была реализована возможность осуществления трансграничных переводов между физическими лицами через иностранные банки - косвенные участники платежной системы Банка России. По итогам III квартала 2023 года к системе подключены более 16 иностранных банков из трех стран.

Продолжается рост применения бесконтактных способов оплаты. За 9 месяцев 2023 года было осуществлено 35,9 млрд операций с использованием бесконтактных технологий на сумму около 38,2 трлн рублей, что на 17% по количеству и на 25% по объему больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Доля национальной платежной системы "Мир" в общем объеме внутрироссийских операций увеличилась и по итогам III квартала года достигла 52,5%, что на 16,6 процентного пункта больше по сравнению с III кварталом 2022 года. Эта система также позволяет использовать технологию бесконтактной оплаты покупок с помощью смартфона.

Банк России продолжает реализацию инфраструктурных проектов и будет способствовать созданию правовых условий и внедрению инноваций на финансовом рынке в целях обеспечения платежной независимости страны. Для надежности, бесперебойности и безопасности обмена данными при проведении внутрироссийских операций Банк России с октября 2023 года обязал банки использовать только российские сервисы и отечественную инфраструктуру.

В условиях действия санкций Система передачи финансовых сообщений (СПФС) играет ключевую роль в качестве надежного и безопасного канала обмена платежной информацией для банков. Трафик в СПФС за три квартала 2023 года составил 160 млн сообщений, что в 2,7 раза превышает трафик за аналогичный период 2022 года. На конец ноября 2023 года действующими пользователями СПФС являются порядка 550 организаций, в том числе более 150 нерезидентов из 17 стран.

Продолжил развиваться механизм удаленной идентификации, который повышает доступность и удобство для потребителей различных финансовых услуг <13>. По состоянию на начало октября 2023 года к Единой биометрической системе (ЕБС), обеспечивающей хранение и обработку биометрических данных в целях проведения удаленной идентификации граждан, обеспечено подключение широкого круга банков (почти 190). Число точек обслуживания составляет свыше 12 тысяч. Это создает условия для увеличения количества пользователей. Также с марта 2023 года физическим лицам предоставлена возможность самостоятельной регистрации своих биометрических персональных данных в ЕБС с использованием специального мобильного приложения. Кроме того, был запущен ряд дополнительных сервисов для получения удаленных услуг с использованием ЕБС.

--------------------------------

<13> Механизм удаленной идентификации позволяет дистанционно открывать счета, получать кредиты и осуществлять переводы после прохождения удаленной идентификации с использованием биометрических персональных данных (изображение лица и голос). Механизм запущен в июне 2018 года.

Для продолжения позитивного тренда огромное значение будет иметь готовность финансовой системы и экономики в целом гибко адаптироваться как к уже сформировавшимся, так и к новым вызовам, а также своевременно использовать открывающиеся возможности.

Важно продолжить постепенное и бесшовное сворачивание мер поддержки, не допуская критических искажений действия рыночных механизмов и конкуренции, а также снижения устойчивости финансовых организаций. Важно на постоянной основе соблюдать баланс между созданием стимулов для развития и обеспечением устойчивости этого развития.

Опорой для финансирования трансформации экономики, ее развития в текущих условиях могут быть только внутренние ресурсы. И задача финансового рынка - вносить вклад в этот процесс, трансформируя сбережения в инвестиции. Для этого важно обеспечить доверие, а также предоставить отвечающие потребностям граждан и бизнеса инструменты. Компаниям разного масштаба, в том числе крупным, необходимо наличие соответствующих механизмов и инструментария, которые в условиях отсутствия возможностей внешних заимствований позволят удовлетворить спрос на финансирование. Важную роль играет емкость внутреннего рынка, которую необходимо повышать, расширяя возможности для финансирования бизнеса и участия разных групп инвесторов, снижения волатильности и повышения устойчивости финансового рынка. При этом по-настоящему долгосрочные ресурсы могут формироваться только на рынке капитала. Его развитие должно стать одним из ключевых направлений работы.

Особую актуальность сохраняет вопрос выстраивания системы международных платежей и расчетов, а также построение мостов (депозитарных, валютных, товарных) с дружественными странами.

Для динамичной цифровизации финансового рынка необходимы передовые технологии и оборудование, а также надежные системы защиты данных. Цифровая трансформация создает новые вызовы в части защиты прав потребителей, обеспечения защиты информации и операционной надежности (киберустойчивости) финансового рынка как важных элементов его устойчивости и качества обслуживания граждан.

Важно не потерять темп в совершенствовании инструментов финансирования устойчивого развития, которое, безусловно, внесет свой вклад в трансформацию российской экономики и будет способствовать привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов.

Значимым фактором для скорейшего восстановления и роста потенциала долгосрочного финансирования в экономике являются стабильные и предсказуемые макроэкономические условия. Обеспечение таких условий будет продолжено через последовательную денежно-кредитную политику, нацеленную на ценовую стабильность, взвешенную бюджетную политику, следующую бюджетному правилу, а также через ограничение рисков для системной финансовой стабильности.

Важно учитывать и своевременно реагировать на изменения внешних условий, которые в том числе формируются под влиянием дисбалансов на зарубежных рынках, а также геополитические факторы, включая риски усиления санкций, повышение роли вторичных санкций и связанные с этим сложности международного взаимодействия.

Принимая во внимание текущие тенденции, а также вызовы и возможности для развития российского финансового рынка, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет содействовать его развитию на среднесрочном горизонте, проводя работу по следующим ключевым направлениям:

- создание условий для усиления роли финансового сектора в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора;

- защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса;

- цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры;

- трансформация системы внешнеторговых платежей и расчетов;

- обеспечение финансовой стабильности.

Подробное изложение запланированных Банком России мер на ближайшие три года представлено в разделе 3.