Письмо ФНС России от 21.12.2023 N ШЮ-4-13/15999@ "О представлении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) украинских КИК"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 21 декабря 2023 г. N ШЮ-4-13/15999@

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ

ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ РАЗМЕР ПРИБЫЛИ (УБЫТКА)

УКРАИНСКИХ КИК

Федеральная налоговая служба в целях реализации территориальными налоговыми органами главы 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) направляет настоящие разъяснения по порядку осуществления налогового контроля за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиками - контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) в части документального подтверждения правомерности заявленного размера прибыли (убытка) КИК, образованной в соответствии с законодательством Украины и имеющей постоянное местонахождение в этом государстве.

Положениями пункта 5 статьи 25.15 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков - контролирующих лиц КИК подтверждать размер прибыли (убытка) КИК путем представления в установленный срок в налоговый орган подтверждающие документы:

1. финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

2. аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется КИК добровольно.

Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу налогоплательщиками - организациями вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций, а налогоплательщиками - физическими лицами вместе с уведомлением о КИК.

Неправомерное непредставление в установленный срок подтверждающих документов является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса.

В случае отсутствия возможности представления документов в отношении КИК, находящейся на территории Украины, контролирующее лицо вправе с учетом действующих в отношении него или его украинской КИК ограничений и препятствий представить в адрес налогового органа письменные пояснения за собственной подписью, отражающие существенную информацию о действии в отношении налогоплательщика факторов, затрудняющих получение подтверждающих документов, а также содержащие обязательство представить такие документы незамедлительно после их получения.

При наличии взаимодействия с уполномоченным должностным лицом украинской КИК налогоплательщик вправе представить письмо за подписью уполномоченного должностного лица КИК с отражением сведений о невозможности представления первичных документов и об отсутствии: ведения финансово-хозяйственной деятельности; действовавших в указанный период расчетных счетах; движения денежных средств по открытым счетам.

Указанные налогоплательщиком обстоятельства, возникшие по независящим от него причинам и препятствующие получению подтверждающих документов в отношении КИК, находящейся на территории Украины, могут быть приняты налоговым органом в качестве исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса. Перечень обстоятельств, исключающих вину лица, установлен статьей 111 Кодекса и является открытым. Таким образом, налоговый орган, рассматривающий дело, вправе определить иные обстоятельства, которые могут быть признаны исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

В случае, если после получения подтверждающих документов такими налогоплательщиками установлено наличие у них обязанности по уплате налога с прибыли КИК, находящейся на территории Украины, определенной в порядке статей 25.15 и 309.1 Кодекса, такие налогоплательщики обязаны незамедлительно представить налоговую декларацию с отражением дохода в виде прибыли КИК по соответствующему налогу.

В указанном случае налогоплательщик - контролирующее лицо не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 129.5 Кодекса, в связи с признанием невозможности своевременного определения размера налоговых обязательств по доходу в виде прибыли КИК, находящейся на территории Украины, и уплаты налога по обстоятельствам, исключающим вину в совершении правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 Кодекса). При этом обязанность по уплате пени в порядке статьи 75 Кодекса сохраняется.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение. Начальникам межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА