3.1. Взаимодействие кафедр физического воспитания с психологическими службами

3.1. Взаимодействие кафедр физического воспитания

с психологическими службами

Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования, утвержденная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 29.08.2022 г. N ВФ/1-Кн (далее - Концепция развития сети психологических служб), предусматривает в том числе реализацию следующих задач:

- создание условий для укрепления психологического благополучия, психологического здоровья и позитивной социализации обучающихся, психологического сопровождения в трудных жизненных ситуациях, в том числе оказания экстренной психологической помощи;

- развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в целях повышения качества психологической помощи и обеспечения комплексного подхода к решению психологических трудностей обучающихся;

- содействие построению и реализации личных и профессиональных планов обучающихся;

- организация мероприятий по оценке риска, профилактике и коррекции агрессивного и аутоагрессивного поведения обучающихся, формированию жизнестойкости и конструктивных навыков межличностного взаимодействия;

- содействие формированию устойчивого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, а также к другим вредным привычкам;

- проведение научных исследований в интересах развития психологического сопровождения высшего образования.

Также Концепция развития сети психологических служб в качестве одного из приоритетных направлений развития на период до 2025 года определяет разработку регламентов межпрофессионального взаимодействия специалиста психологической службы и других специалистов образовательных организаций высшего образования. Ресурсами развития психологического сопровождения высшего образования являются факультеты психологии и другие структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, а также иные организации, на базе которых ведутся научные исследования в интересах психологического сопровождения образования.

Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 (далее - Положение о профессиональной ориентации), образовательные организации профессионального образования проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.

Также, согласно пункту 6.5 Положения о профессиональной ориентации, психологические службы в образовательных организациях в соответствии с нормативными документами осуществляют следующие направления деятельности:

- активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;

- создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;

- оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;

- внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

Исходя из этого, кафедрам физического воспитания в своей деятельности рекомендуется реализовывать взаимодействие с психологическими службами образовательных организаций высшего образования по вопросам профессиональной ориентации, касающихся:

- определения форм занятий физической культурой и спортом в рамках элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту;

- психологической адаптации обучающихся на начальных курсах обучения с учетом влияния отдельных форм занятий физической культурой и спортом на психологическое состояние обучающихся, личностного роста, направленного на изменение и развитие внутренних состояний;

- проведения научных исследований в смежных областях, реализации мероприятий и социальных проектов, направленных на оздоровление обучающихся и сотрудников, пропаганду здорового образа жизни;

- осуществления сотрудничества в форме теоретических занятий по теме психофизиологии физической культуры и спорта.