Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2009, N 1, ст. 17, 21; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; 2012, N 50, ст. 6964; N 53, ст. 7616; 2013, N 14, ст. 1643; 2015, N 45, ст. 6208; 2016, N 27, ст. 4203; N 50, ст. 6975; 2018, N 30, ст. 4545; N 32, ст. 5135; 2019, N 30, ст. 4144; 2021, N 24, ст. 4188, 4202; 2022, N 18, ст. 3013, 3023; 2023, N 12, ст. 1884) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"газ - газ горючий природный (в том числе газ, получаемый при регазификации газа горючего природного сжиженного, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ), газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"схема газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации - документ, определяющий основные направления перспективного развития системы газоснабжения и газораспределительной системы в субъекте Российской Федерации, разрабатываемый с учетом топливно-энергетического баланса соответствующего субъекта Российской Федерации и учитываемый при разработке документов территориального планирования Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.";

2) статью 3 после слов "нормативных правовых актов Российской Федерации" дополнить словами ", нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации";

3) в статье 8:

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. "а" п. 3 ст. 1 вступает в силу с 01.04.2024.

а) часть первую дополнить абзацем следующего содержания:

"установление порядка подготовки и введения в действие графиков перевода потребителей на альтернативные виды топлива (аварийные или резервные) и графиков частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.";

б) в части второй:

в абзаце одиннадцатом слова "территорий и" заменить словами "территорий, газотранспортных организаций, а также";

дополнить новым абзацем тринадцатым и абзацами четырнадцатым и пятнадцатым следующего содержания:

"утверждает правила технологического присоединения к магистральным газопроводам;

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 5 пп. "б" п. 3 ст. 1 вступает в силу с 01.04.2024.

утверждает порядок разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации;

утверждает порядок разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;";

абзац тринадцатый считать абзацем шестнадцатым;

4) статью 8.1 изложить в следующей редакции:

"Статья 8.1. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области газоснабжения

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области газоснабжения относятся:

утверждение графиков перевода потребителей на альтернативные виды топлива (аварийные или резервные);

утверждение графиков частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.

Иные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области газоснабжения могут быть установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.";

5) дополнить статьей 8.2 следующего содержания:

"Статья 8.2. Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:

подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по организации газоснабжения населения на внутригородских территориях указанных городов федерального значения в случае, если организация газоснабжения населения определена как вопрос местного значения, устанавливаются законами этих субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и с учетом положений настоящего Федерального закона.

Иные полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения могут быть установлены федеральными законами.";

6) часть первую статьи 13 дополнить абзацами следующего содержания:

"определяет необходимые объемы высвобождения газа по субъектам Российской Федерации при формировании утверждаемых органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации графиков перевода потребителей на альтернативные виды топлива (аварийные или резервные) и графиков частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии;

принимает участие в мероприятиях по газификации территорий Российской Федерации на основе системного подхода, предполагающего в том числе координацию научных, проектных, организационных, производственных и финансовых мероприятий (с указанием сроков их реализации и источников финансирования);

участвует в разработке схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации, согласовании топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.";

7) в статье 17:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с разработанными на основании схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации с учетом топливно-энергетических балансов, утверждаемых соответственно высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, руководителями исполнительно-распорядительных органов федеральных территорий, и принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, а также со схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Порядки разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, а также межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утверждаемые Правительством Российской Федерации, должны предусматривать порядок (процедуру) согласования и утверждения указанных схем и программ, а также процедуру учета потребностей промышленных организаций в обеспечении газом эксплуатируемых ими объектов и (или) объектов, планируемых ими к запуску.";

б) в части третьей:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"участвуют в разработке (во внесении изменений) и согласовании межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, разработке схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также обеспечивают реализацию таких программ и схем (в случае, если мероприятия по технологическому присоединению или расходы на их проведение осуществляются единым оператором газификации в порядке, установленном абзацем третьим части четвертой статьи 23.2 настоящего Федерального закона, полномочия по разработке (внесению изменений) и согласованию межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций наряду с региональным оператором газификации реализуются единым оператором газификации);";

дополнить абзацем следующего содержания:

"вправе запрашивать сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, которые предоставляются на безвозмездной основе.";

в) в части шестой слова "(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" исключить;

КонсультантПлюс: примечание.

П. 8 ст. 1 вступает в силу с 01.04.2024.

8) часть вторую статьи 18 изложить в следующей редакции:

"Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют:

покупатели газа для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых нужд и социальных нужд граждан;

покупатели газа, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа;

покупатели газа - российские промышленные потребители, категории которых определяются Правительством Российской Федерации, в том числе вводящие в эксплуатацию новые промышленные объекты, осуществляющие производство продукции, выработку тепловой и электрической энергии, в целях обеспечения их потребности в долгосрочной поставке газа при условии заключения долгосрочного договора поставки газа из ресурсов организации - собственника Единой системы газоснабжения и аффилированных с ней лиц (при наличии возможности поставки газа в заявленном потребителями объеме), в соответствии с которым указанные потребители в случае невыборки ими газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в расчетном периоде в объеме фактической поставки газа, но не менее его стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с долгосрочным договором поставки газа планового объема газа либо его части (доли), за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Если иное не согласовано сторонами, в случае недопоставки по вине поставщика газа согласованных объемов газа либо его части (доли) в рамках исполнения указанного долгосрочного договора поставки газа поставщик газа обязан возместить потребителю газа стоимость недопоставленного газа либо его части (доли) в размере его стоимости, определяемой в соответствии с условиями долгосрочного договора поставки газа.";

9) статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Требования к поставляемому газу

Поставки потребителям газа, в отношении которого техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 046/2018) или техническим регламентом Евразийского экономического союза "Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива" (ТР ЕАЭС 036/2016) установлены требования, осуществляются только при соответствии газа таким требованиям.";

10) часть четвертую статьи 23.2 изложить в следующей редакции:

"В случае, если финансовых средств газораспределительных организаций, получаемых в результате установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, введения специальных надбавок к такому тарифу, а также от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов указанных организаций на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством Российской Федерации, мероприятия по такому технологическому присоединению выполняются или финансируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

региональным оператором газификации;

единым оператором газификации, в том числе в случае недостаточности финансовых средств у регионального оператора газификации для покрытия указанных расходов.";

11) в части одиннадцатой статьи 25 слова "(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" исключить;

12) в статье 27:

а) в части первой второе предложение изложить в следующей редакции: "Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ, в отношении которого техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 046/2018) или техническим регламентом Евразийского экономического союза "Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива" (ТР ЕАЭС 036/2016) установлены требования, подлежит транспортировке при соответствии газа таким требованиям.";

б) часть четвертую после слов "капитального строительства к газораспределительной сети" дополнить словами "или отказ в заключении договора на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения".

Ст. 1