ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2003 г. N 2635/03

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юкова М.К. -

рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 08.08.2002, Постановления суда апелляционной инстанции от 04.10.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7322/2002-5 и Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2002 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., Президиум установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Петухов О.Н. обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 28.12.2001 в части взыскания с него 57 070 рублей налога на реализацию горюче-смазочных материалов, не уплаченных за период с 10.07.2000 по 31.12.2000, 17 823 рублей пеней и 11 414 рублей штрафа.

Решением суда первой инстанции от 08.08.2002 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2002 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 23.12.2002 указанные судебные акты оставил без изменения.

Судебные инстанции пришли к выводу о том, что на индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, не может быть возложена обязанность по уплате налога на реализацию горюче-смазочных материалов, поскольку названная система налогообложения предусматривает замену общей системы налогообложения другой - упрощенной системой, а не только замену уплаты подоходного налога другим налогом - единым налогом в виде годовой стоимости патента. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов является составной частью общей системы налогообложения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция указывает, что действовавшее в проверяемый период законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не освобождало индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источником образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов) уплачивают, в том числе, предприниматели, реализующие указанные материалы, в размере 25 процентов от сумм реализации (в денежном исчислении) без налога на добавленную стоимость. При перепродаже горюче-смазочных материалов предпринимателями налог исчисляется по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).

Названный Закон введен в действие с 01.01.92 Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 N 1760-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР".

Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", вступивший в силу в период действия Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусмотрел для индивидуальных предпринимателей замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Следовательно, налог на реализацию горюче-смазочных материалов был установлен до введения в январе 1996 года в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, что не привело к освобождению предпринимателей от обязанностей плательщиков налога на реализацию горюче-смазочных материалов.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты не основаны на законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.

Разрешая спор, суды исследовали только вопрос о наличии у индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налога на реализацию горюче-смазочных материалов и не обсудили вопрос о наличии оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика.

Поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.

При новом рассмотрении суду необходимо проверить обоснованность привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя Петухова О.Н.

Руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение суда первой инстанции от 08.08.2002, Постановление суда апелляционной инстанции от 04.10.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7322/2002-5 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2002 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.

Председательствующий

В.Ф.ЯКОВЛЕВ