Правила, утвержденные данным документом, действуют до 1 сентября 2030 года.

II. Осуществление государственного мониторинга

19. Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений за состоянием недр, плановых и оперативных обследований, данных дистанционного зондирования Земли из космоса, данных, полученных с беспилотных воздушных судов, первичных статистических данных, результатов локального мониторинга, а также иной информации, получаемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.03.2024 N 300)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Система государственного мониторинга включает в себя следующие подсистемы:

а) мониторинг подземных вод;

б) мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;

в) мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;

г) мониторинг состояния недр, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

21. Мониторинг подземных вод осуществляется посредством оценки состояния подземных вод и прогноза его изменений под влиянием природных факторов, пользования недрами и других видов хозяйственной деятельности, выявления негативных процессов загрязнения подземных вод, оценки состояния и использования минерально-сырьевой базы подземных вод.

Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов.

22. Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов осуществляется посредством выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования региональной активности опасных экзогенных геологических процессов.

23. Мониторинг опасных эндогенных геологических процессов осуществляется посредством оценки изменений геодинамического состояния недр и степени сейсмической опасности сейсмоопасных регионов Российской Федерации.

Мониторинг опасных эндогенных геологических процессов осуществляется для решения задач федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений в части функций Федерального агентства по недропользованию.

24. Мониторинг состояния недр, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, осуществляется посредством выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования региональной активности опасных геологических процессов, оценки влияния пользования недрами и иных видов хозяйственной деятельности на состояние недр.

25. Государственная система наблюдений за состоянием недр включает в себя:

а) государственную опорную наблюдательную сеть государственного мониторинга, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию;

б) региональные наблюдательные сети государственного мониторинга, формирование и функционирование которых обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о создании такой наблюдательной сети).

26. В состав государственной опорной наблюдательной сети государственного мониторинга входят следующие наблюдательные сети:

а) наблюдательная сеть мониторинга подземных вод, включающая пункты наблюдений за состоянием подземных вод;

б) наблюдательная сеть мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, включающая пункты наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами и наблюдательные полигоны;

в) наблюдательная сеть мониторинга опасных эндогенных геологических процессов, включающая пункты наблюдений гидрогеодеформационного, геофизического и газогеохимического мониторинга и наблюдательные полигоны;

г) наблюдательная сеть мониторинга состояния недр внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, включающая пункты наблюдений за опасными геологическими процессами и наблюдательные полигоны.

27. Объекты государственной опорной наблюдательной сети, используемые для проведения государственного мониторинга, используются государственными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству по недропользованию и осуществляющими государственный мониторинг, на праве оперативного управления.

28. В состав региональных наблюдательных сетей государственного мониторинга входят следующие наблюдательные сети (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о создании такой наблюдательной сети):

а) наблюдательная сеть мониторинга подземных вод, включающая пункты наблюдений за состоянием подземных вод;

б) наблюдательная сеть мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, включающая пункты наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами и наблюдательные полигоны.

29. При формировании государственной системы наблюдений за состоянием недр учитываются пункты и системы наблюдений, входящие в состав локальной наблюдательной сети, а также пункты и системы наблюдений, создаваемые иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими наблюдения за состоянием недр и происходящими в них процессами, подземными водами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения в целях осуществления государственного мониторинга обеспечивают:

а) создание и развитие государственной опорной наблюдательной сети государственного мониторинга;

б) регулярные наблюдения за состоянием недр и подземных вод по государственной опорной наблюдательной сети государственного мониторинга;

в) проведение плановых и оперативных обследований;

г) сбор, хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации о состоянии недр, происходящих в них процессах, об изменениях состояния недр, полученной Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными ему государственными учреждениями, сведений, представленных другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с которыми взаимодействует Федеральное агентство по недропользованию, а также сведений, представленных юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) поиск, получение (сбор), хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на состояние недр, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

е) оценку состояния недр и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

ж) создание и функционирование информационных ресурсов государственного мониторинга;

з) выработку предложений о предотвращении негативного воздействия на состояние недр, за исключением участков недр местного значения, оценку эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

и) предоставление органам государственной власти информации о состоянии недр и его изменениях в целях реализации полномочий данных органов в сфере использования и охраны недр, а также полномочий по федеральному государственному геологическому контролю (надзору);

к) предоставление федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной, аналитической и прогностической информации о состоянии недр и его изменениях в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

л) предоставление юридическим и физическим лицам информации о состоянии недр и его изменениях посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

31. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в осуществлении государственного мониторинга, вправе обеспечивать:

а) создание и развитие региональных наблюдательных сетей государственного мониторинга;

б) регулярные наблюдения за состоянием недр и подземных вод по региональным наблюдательным сетям государственного мониторинга;

в) получение (сбор), хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации о состоянии недр, происходящих в них процессах, об изменениях состояния недр на территории субъекта Российской Федерации и в границах участков недр местного значения;

г) выработку предложений о предотвращении негативного воздействия на состояние недр, оценку эффективности проводимых природоохранных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации и в границах участков недр местного значения.

32. Формы и порядок представления в Федеральное агентство по недропользованию данных государственного мониторинга, полученных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Представление в Федеральное агентство по недропользованию данных государственного мониторинга, полученных исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляется в машиночитаемом виде на безвозмездной основе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.03.2024 N 300)

(см. текст в предыдущей редакции)