V. Рекомендации по организации работы групп продленного дня и образовательных организаций, работающих в режиме полного дня

V. Рекомендации по организации работы групп продленного дня

и образовательных организаций, работающих

в режиме полного дня

5.1. Организация работы групп продленного дня осуществляется с учетом рекомендаций по организации режима дня обучающихся (глава IV).

5.2. В образовательных организациях могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (далее - ГПД) <47>, в том числе для обучающихся с ОВЗ <48>.

--------------------------------

<47> Часть 7 статьи 66 главы 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 N 03-1142 "О направлении методических рекомендаций "Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 N 03-1142).

<48> Письмо Минпросвещения России от 31.05.2023 N 07-3004 "О направлении рекомендаций "Рекомендации по вопросу осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в группах продленного дня" (далее - письмо Минпросвещения России от 31.05.2023 N 07-3004).

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня <49>.

--------------------------------

<49> Часть 34 статьи 2 главы 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

В ГПД осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятием, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия <50>.

--------------------------------

<50> Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 N 03-1142; письмо Минпросвещения России от 10.04.2023 N 03-652 "О направлении рекомендаций "Рекомендации по организации досуговой, спортивной, иной деятельности для обучающихся в ГПД" (далее - письмо Минпросвещения России от 10.04.2023 N 03-652).

5.3. ГПД могут быть организованы в зависимости от смены обучения детей в первой и (или) во второй половине дня. Продолжительность пребывания обучающихся в ГПД может отличаться в разные дни недели в зависимости от предпочтений родителей (законных представителей) детей, занятости детей в дополнительном образовании вне образовательной организации.

5.4. Комплектовать ГПД рекомендуется из обучающихся одного класса либо близких по возрасту обучающихся. Наполняемость групп определяется с учетом выполнения санитарно-эпидемиологических требований к площади помещений на одного обучающегося, в которых проводятся занятия в ГПД, организуются питание и физкультурно-оздоровительные мероприятия <51>.

--------------------------------

<51> Таблица 6.1 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

5.5. Для восстановления работоспособности обучающихся и профилактики переутомления рекомендуется организовать рациональный режим дня ГПД (глава IV).

Режим работы ГПД рекомендуется составлять с учетом продолжительности пребывания в ней обучающихся и необходимости выполнения основных компонентов режима дня: отдых после уроков (перед уроками для ГПД, функционирующей в первой половине дня), прием пищи, прогулка на свежем воздухе, двигательно-активные занятия, выполнение домашних заданий, свободная деятельность по выбору обучающегося. Не рекомендуется участие обучающихся более чем в двух кружках, предпочтение рекомендуется отдавать занятиям двигательной направленности. Примерные варианты режима работы ГПД представлены в приложении 6 к настоящим МР.

5.6. После окончания уроков перед началом выполнения домашних заданий, дополнительных занятий, внеурочной деятельности в зависимости от продолжительности дневной образовательной нагрузки (количества уроков) рекомендуется организовывать перерыв продолжительностью 1,5 - 2,0 часа, но не менее 30 минут <52> для приема пищи и активного отдыха на свежем воздухе, организации двигательно-активных занятий.

--------------------------------

<52> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20.

Для обучающихся 1-х классов и ослабленных детей в режиме ГПД рекомендуется предусматривать дневной сон продолжительностью не менее 1,5 часов <53>. Условия в спальных помещениях организуются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <54>. За 30 минут до сна спальные помещения рекомендуется проветривать в отсутствие детей, сон с учетом погодных условий рекомендуется проводить при открытых фрамугах или форточках. При отсутствии специальных помещений для организации сна допускается использовать трансформируемые пространства и трансформируемую мебель <55>.

--------------------------------

<53> Таблица 6.7 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

<54> Пункты 2.3.1, 2.4.8 главы II СП 2.4.3648-20; таблица 5.34 главы V, таблицы 6.1, 6.2 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

<55> Пункт 2.3.2 главы II СП 2.4.3648-20.

5.7. Питание и питьевой режим для обучающихся организуются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <56>. Количество приемов пищи зависит от продолжительности пребывания обучающихся в образовательной организации <57>. Для обучающихся, посещающих ГПД в первую смену, организуется завтрак и обед, для посещающих ГПД во вторую смену, - завтрак, обед и полдник.

--------------------------------

<56> СанПиН 2.3/2.4.3590-20; МР 2.3.6.0233-21 "Методические рекомендации к организации общественного питания", утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.03.2021.

<57> Приложение 12 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Наряду с основным питанием для детей, посещающих ГПД, рекомендуется организовывать дополнительное питание в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями <58>.

--------------------------------

<58> Пункт 8.3 главы VIII СанПиН 2.3/2.4.3590-20; МР 2.4.0312-22 "Дополнительное питание в образовательных и оздоровительных организациях для детей", утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.12.2022.

5.8. Прогулки рекомендуется организовывать с учетом режима дня. При благоприятных погодных условиях продолжительность прогулки рекомендуется увеличивать. Возможно организовывать прогулку в несколько этапов (например, до и после выполнения домашних заданий или индивидуально для разных детей с учетом их индивидуального расписания дополнительных занятий).

5.9. Подготовку к учебным занятиям (самоподготовку), получение консультаций по учебным предметам с обучающимися в режиме ГПД <59> рекомендуется проводить в закрепленном за ГДП учебном помещении с учетом санитарно-эпидемиологических требований <60>.

--------------------------------

<59> Письмо Минпросвещения России от 10.04.2023 N 03-652.

<60> Пункты 2.3.1, 2.4.3 главы II СП 2.4.3648-20; таблицы 5.34, 5.54 главы V, таблицы 6.1, 6.2 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Начинать выполнение домашних заданий рекомендуется не ранее 15:00 с учетом физиологического подъема умственной работоспособности, в ГПД, функционирующих в первую смену - в 8:30 - 9:30 часов.

При посещении ГПД максимальный объем домашних заданий рекомендуется выполнять в образовательной организации для оптимальной организации режима дня после возвращения домой.

Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать с предмета средней трудности для обучающегося.

Рекомендуется предоставлять обучающимся возможность для произвольных перерывов по завершению определенного этапа работы, каждые 25 - 30 минут выполнять физкультурные минутки продолжительностью 1 - 2 минуты (приложение 3 к настоящим МР), обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше других - возможность приступить к дополнительным занятиям, внеурочной деятельности, занятиям по интересам (например, в игровой, библиотеке, спортивном зале).

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5.9. Занятия по дополнительному образованию (например, кружки), а также внеурочной деятельности организуют с учетом санитарно-эпидемиологических требований <61>.

--------------------------------

<61> Пункты 2.3.1, 2.4.3 главы II, пункт 3.6 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 5.34, 5.54 главы V, таблицы 6.1, 6.2, 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Рекомендуемая продолжительность внеурочных занятий составляет не более 2 часов в день с учетом суммарной образовательной нагрузки. После 30 - 45 минут теоретических (статических) занятий рекомендуется организовывать перерыв не менее 10 минут.

5.10. Все виды образовательной деятельности рекомендуется заканчивать до 19:00, но не позднее времени, установленного санитарно-эпидемиологическими требованиями <62>.

--------------------------------

<62> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

5.11. В план воспитательной работы ГПД рекомендуется включать мероприятия, направленные на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.

5.12. Организация работы ГПД для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью имеет ряд особенностей <63>. В ГПД режим работы устанавливается индивидуально в соответствии с расписанием учебных и коррекционных занятий. Рациональный режим дня в ГПД может предусматривать проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, а также мероприятия по профилактике школьной дезадаптации, по компенсации и коррекции индивидуальных трудностей включения в образовательный процесс.

--------------------------------

<63> Письмо Минпросвещения России от 31.05.2023 N 07-3004.

Для восстановления работоспособности обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью после окончания уроков и перед выполнением домашних заданий организуется отдых продолжительностью 2 часа, но не менее 30 минут <64>.

--------------------------------

<64> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20.

5.13. При принятии решения о работе образовательной организации в режиме полного дня (далее - школа полного дня, ШПД) администрации образовательной организации рекомендуется провести оценку наличия условий для обеспечения функционирования ШПД в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями: для организации урочной, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности, питания, реализации двигательной активности, активного отдыха на свежем воздухе, прогулок, свободной деятельности обучающихся по интересам <65>.

--------------------------------

<65> Таблицы 5.34, 5.54 главы V, таблицы 6.1, 6.2, 6.6, 6.7 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Режим работы ШПД рекомендуется составлять с учетом рекомендаций для ГПД.

Для профилактики переутомления обучающихся учебные занятия, в том числе дополнительные, а также внеурочные занятия рекомендуется распределять равномерно. Основной объем образовательной нагрузки рекомендуется включать в расписание занятий в первую половину дня. В дни с наибольшим количеством уроков 1 - 2 урока наименьшей трудности <66> могут быть включены в расписание занятий во вторую половину дня после перерыва на обед и отдых.

--------------------------------

<66> Таблицы 6.9 - 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.