II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона

II. Описание цифровой инновации, которая

планируется к созданию, использованию или введению

в употребление в рамках экспериментального правового режима

в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2

статьи 2 Федерального закона

2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:

"авиационные работы", "авиационный персонал", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот" и "воздушное судно" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;

"акты общего регулирования", "инициатор", "общее регулирование", "претендент", "специальное регулирование" и "экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций" - в значениях, определенных в Федеральном законе;

"воздушное движение", "воздушное пространство класса C", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "запретная зона", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство" и "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";

"Единая система организации воздушного движения Российской Федерации" - в значении, определенном Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".

В настоящей Программе также используются следующие понятия:

"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "в" пункта 34 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов, ведущее реестр эксплуатантов опытного района, координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, осуществляющее экономический мониторинг опытного района и формирующее отчеты о текущих экономических показателях опытного района;

"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области (далее - экспериментальный правовой режим);

"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению авиационных работ и коммерческих воздушных перевозок в рамках экспериментального правового режима;

"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;

"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие беспилотной авиационной системой на законных основаниях и применяющие ее в соответствии с настоящей Программой;

"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.

3. В настоящее время применение беспилотных авиационных систем для осуществления коммерческих воздушных перевозок грузов и авиационных работ не осуществляется по причине наличия перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации.

Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем:

введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением применения беспилотных авиационных систем для выполнения коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ;

введения в эксплуатацию системы управления опытным районом, включающей применение цифровой платформы "Небосвод" и цифрового сервиса обеспечения безопасности полетов "Ранавиа" в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.

4. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов.

5. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, является коммерческое применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов, в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем и в информационных цифровых системах, обеспечивающих безопасное применение беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.

Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета. Сформированный план полета загружается в автопилот беспилотного воздушного судна. Кроме того, данные о планируемом маршруте полета отражаются в представлении на установление местного режима и плане полета, загружаются в автопилот беспилотного воздушного судна и в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. N 13 (далее - табель сообщений о движении воздушных судов), направляются в органы обслуживания воздушного движения. Полет на всех его стадиях осуществляется при непосредственном управлении внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при принудительной посадке беспилотного воздушного судна в случае потери связи по линии его управления и контроля (C2 Link) или неисправности бортового оборудования, не позволяющей продолжать безопасный полет). В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту полета с учетом возмущающих воздействий. В ходе эксплуатации беспилотной авиационной системы могут осуществляться подготовка беспилотного воздушного судна к полету, программирование плана полета посредством использования станции внешнего пилота, направление плана полета в органы обслуживания воздушного движения в установленном порядке, а также управление беспилотным воздушным судном в ходе выполнения полета и корректировка полетного задания при возникновении неисправностей, при невозможности выполнения полета в соответствии с планом полета, при непредвиденных изменениях воздушной обстановки или других нештатных ситуациях. Данные об эксплуатации беспилотных авиационных систем собираются как в процессе выполнения полетов, так и после завершения полетов с целью оценки фактических рисков безопасности осуществления полетов.

В рамках экспериментального правового режима планируется проведение мероприятий по тестированию средств защиты от противоправного применения беспилотных авиационных систем, в том числе криптографических, прошедших процедуру проверки в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 февраля 2005 г. N 66, и примененных на линии управления и контроля (C2 Link), а также мероприятий по использованию средств идентификации (опознавания) беспилотных воздушных судов.

6. Создание нового вида коммерческого транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки грузов. В настоящее время коммерческая воздушная перевозка грузов осуществляется пилотируемыми воздушными судами большой грузоподъемности, не обеспечивающими оперативность применения и экономически неоправданными для перевозки легких грузов. Целевое состояние транспортных сервисов с применением беспилотных авиационных систем позволит сделать коммерчески привлекательной и экономически эффективной доставку такого типа грузов.

Выполнение авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередач и других инфраструктурных объектов, охрана лесов от пожаров и проведение авиационно-химических работ по защите сельскохозяйственных культур. Использование крупногабаритных беспилотных воздушных судов расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.

Выполнение функциональных сервисов будет доступно непосредственно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации, а также по допуску специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе.

7. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию системы управления опытным районом.

Данная система включает в себя цифровую платформу "Небосвод" и цифровой сервис "Ранавиа". Цифровая платформа "Небосвод" осуществляет организацию и обеспечение полетов беспилотных воздушных судов посредством использования данных навигации и наблюдения, метеорологической информации, аэронавигационной информации и геопространственных данных. Цифровой сервис "Ранавиа" использует данные по налету беспилотных воздушных судов, по техническому состоянию, а также по отказам бортовых компонентов беспилотных воздушных судов в течение эксплуатации беспилотных воздушных судов для контроля безопасности полетов.

В состав системы управления опытным районом войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.

Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима.

Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение, которое обеспечит экспертную поддержку всем участникам процесса, эффективное и целостное взаимодействие.

Интеграция указанных сервисов и функций в рамках системы управления опытным районом обеспечит цифровизацию сферы коммерческого применения беспилотных авиационных систем в народно-хозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.