XI. Меры, направленные на минимизацию рисков, указанных в разделе X настоящей Программы, являющиеся обязательными для субъекта экспериментального правового режима

XI. Меры, направленные на минимизацию рисков, указанных

в разделе X настоящей Программы, являющиеся обязательными

для субъекта экспериментального правового режима

28. Для минимизации рисков, указанных в разделе X настоящей Программы, применяются обязательные для субъекта экспериментального правового режима следующие меры:

а) технологические меры:

оценка годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации и ее соответствия требованиям летной годности, которая обеспечит использование безопасных конструкций и компонентов, наличие систем, повышающих безопасность применения при возникновении аварийных ситуаций;

применение алгоритмов программного обеспечения бортовых систем автоматического управления для принудительной посадки с использованием устройств, обеспечивающих аварийное приземление при возникновении неисправности беспилотного воздушного судна, не позволяющей завершить полет в соответствии с планом полета;

разработка и внедрение системы планирования, контроля и управления полетами в воздушном пространстве класса G и в воздушном пространстве класса C обеспечат ситуационную осведомленность субъектов экспериментального правового режима и других пользователей воздушного пространства при использовании беспилотных авиационных систем;

б) административные меры:

исключение полетов беспилотных воздушных судов над местами скопления людей и имущества;

контроль за техническим состоянием оборудования, квалификацией персонала;

страхование ответственности эксплуатантов беспилотных авиационных систем;

обеспечение взаимодействия заказчиков и потребителей функциональных сервисов на всех этапах от заказа до окончания выполнения транспортного сервиса с представлением аналитических и отчетных материалов о проделанной работе;

внедрение в опытном районе системы управления безопасностью применения беспилотных авиационных систем (в рамках экспериментального правового режима) для своевременного выявления новых рисков и своевременного реагирования на них субъектами экспериментального правового режима. При этом должны осуществляться:

анализ результатов расшифровок записей средств объективного контроля станции внешнего пилота и органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (при их наличии);

прослушивание каналов взаимодействия диспетчеров с экипажами воздушных судов и взаимодействующими службами;

мониторинг и оценка показателей безопасности, эффективности системы управления рисками;

мониторинг радиотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения полетов;

расследование авиационных событий и использование их материалов для выполнения профилактических мероприятий;

анализ сообщений, переданных персоналом или уполномоченными лицами;

анализ добровольных сообщений персонала;

плановые, внеплановые анализы безопасности;

обследования конкретных элементов, процедур или операций, создающих проблемные места в производственной деятельности.

29. Меры по системному выявлению опасных событий, которые могут стать причинами авиационных происшествий, разработке и реализации мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий в опытном районе, реализуются в соответствии с положением о системе управления безопасностью применения беспилотных авиационных систем в опытном районе (в рамках экспериментального правового режима), определяющим общие для субъектов экспериментального правового режима цели, задачи, подходы к обеспечению безопасности в опытном районе, а также меры по выявлению, устранению и профилактике факторов, угрожающих безопасности полетов беспилотных воздушных судов.

30. Положение о системе управления безопасностью применения беспилотных авиационных систем в опытном районе (в рамках экспериментального правового режима) разрабатывается и утверждается оператором опытного района в течение 3 месяцев со дня установления экспериментального правового режима.

31. Вопросы обеспечения безопасности операционной деятельности субъектов опытного района регулируются положением об опытном районе, определяющим права, обязанности, ответственность всех субъектов экспериментального правового режима, порядок их взаимодействия между собой и с органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в части подачи представления на использование воздушного пространства и согласования планов полетов в рамках экспериментального правового режима, а также меры по обеспечению авиационной безопасности, направленные на:

а) исключение возможности незаконного провоза на беспилотных воздушных судах оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ, других опасных предметов и веществ и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

б) противодействие актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и принятие иных мер, включая меры, осуществляемые с участием правоохранительных органов;

в) исключение возможности несанкционированного доступа к беспилотным авиационным системам посторонних лиц.

32. Положение об опытном районе разрабатывается и утверждается оператором опытного района в течение 3 месяцев со дня установления экспериментального правового режима.

33. Эксплуатация беспилотной авиационной системы, в том числе при коммерческой воздушной перевозке грузов, осуществляется субъектами экспериментального правового режима с использованием объектов авиационной инфраструктуры. При отсутствии таких объектов эксплуатант беспилотной авиационной системы при использовании беспилотного воздушного судна, в том числе при погрузочных работах, обязан обеспечить меры безопасности, соответствующие требованиям транспортной безопасности.