Приказом Росаккредитации от 20.12.2023 N 238 утверждена программа на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годов.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1002 (далее - Положение) предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение более девятью тысячами аккредитованных лиц обязательных требований предъявляемых к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации), установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее - обязательные требования).

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами.

Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов, определенных положениями о таких территориальных органах.

В соответствии с пунктом 6 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

Согласно положениям пункта 12 Положения Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Пунктом 13 Положения предусмотрены следующие профилактические мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора):

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) самообследование.

Федеральная служба по аккредитации регулярно получает сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или нарушений обязательных требований, при этом отсутствовали подтвержденные данные о том, что нарушения обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в связи с чем в 2022 году аккредитованным лицам объявлено более пятидесяти предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Пунктом 29 Положения федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

б) документарная проверка;

в) инспекционный визит;

г) выездная проверка.

Результаты анализа проверок проведенных Федеральной службой по аккредитации в 2022 году в отношении аккредитованных лиц, имеющих признаки несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации предъявляемым к деятельности аккредитованных лиц, предусмотренные требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"; приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации"; приказа Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. N 704 "Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации", позволили выявить наиболее серьезные и распространенные нарушения, а также выявить риски и последствия к которым могут привести данные нарушения:

нарушение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности - технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации, а фактически риски выдачи протоколов испытаний (исследований) без проведения необходимых процедур, в конечном итоге могут привести к выпуску в обращение на российский рынок продукции, не соответствующей требованиям безопасности, и создает угрозу причинения серьезного вреда жизни, здоровью и имуществу граждан;

отсутствие у испытательных лабораторий (центров) испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов в соответствии с заявленной областью аккредитации. Данное нарушение, влекущее предоставление недостоверных и необъективных результатов испытаний (исследований), влекут риски непроведения/неполного проведения испытаний, а также выдачи протоколов без проведения фактических испытаний;

отсутствие у аккредитованных лиц записей по определению требований к персоналу в части наличия профильного образования и опыта работы, соответствующего области аккредитации а также отсутствие копии документов об образовании/повышении квалификации/профессиональной переподготовке; документов, подтверждающих опыт сотрудника при проведении испытаний - влекут за собой риски некорректного проведения испытаний, не проведения исследований (испытаний) и измерений по всем стандартам, включенным в область аккредитации;

нарушение правил и методов при проведении испытаний (исследований) - риск некорректной/неполной оценки соответствия продукции;

нарушение правил оформления протоколов испытаний (исследований) - создает риски предоставления некорректной/неполной информации заказчику по результатам проведенных испытаний (исследований) и измерений.

Результатом проведенных в 2022 году контрольных мероприятий является сокращение количества аккредитованных лиц за счет выявленных недобросовестных аккредитованных лиц, допустивших случаи наиболее грубых нарушений законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, всего в 2022 году прекращено действие аккредитации более двухсот аккредитованных лиц.

В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы соблюдения аккредитованными лицами обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений, в том числе при осуществлении оценки соответствия; а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения риски причинения вреда публично значимым интересам, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

План мероприятий на 2023 год, а также проект плана мероприятий на 2024 и 2025 год, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей программе.