1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 г. N 996 "Об утверждении Правил согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций" (далее - Постановление N 996) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций (далее - Долгосрочные планы).

Настоящими Методическими рекомендациями можно руководствоваться при разработке долгосрочных планов социально-экономического развития городских агломераций, а также иных документов планирования городского развития.

1.2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

крупная городская агломерация - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;

крупнейшая городская агломерация - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;

инерционный сценарий - вариант социально-экономического развития крупной городской агломерации и крупнейшей городской агломерации, который предполагает сохранение существующего вектора развития, продолжение наметившихся тенденций;

целевой сценарий - вариант социально-экономического развития крупной городской агломерации и крупнейшей городской агломерации, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целевых показателей.

Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных в нормативных правовых актах Российской Федерации.

1.3. Долгосрочный план рекомендуется разрабатывать как комплексный документ, который содержит мероприятия (проекты), направленные на устранение инфраструктурных ограничений развития крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций (далее - городская агломерация) и достижение целевых показателей, в том числе установленных в стратегических документах с учетом уже запланированных и обеспеченных финансированием инвестиционных проектов.

1.4. При разработке долгосрочных планов целесообразно учитывать положения следующих документов:

- основ государственной политики регионального развития Российской Федерации;

- Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

- национальных целей развития Российской Федерации;

- иных документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания, планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в части, касающейся социально-экономического развития городских агломераций;

- значимых для развития субъекта Российской Федерации актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития в части, касающейся городских агломераций;

- документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и программ комплексного развития территорий муниципальных образований.

1.5. Долгосрочный план разрабатывается на период не менее 7 лет. При подготовке Долгосрочного плана в 2023 - 2024 годах рекомендуется формировать перечень мероприятий до 2030 года (включительно).

К проекту Долгосрочного плана рекомендуется прилагать обосновывающие материалы, содержащие оценку социально-экономических эффектов от мероприятий (проектов) и подтверждающие целесообразность их реализации.

В состав обосновывающих материалов также можно включить сведения о наличии планируемых к размещению объектов федерального, регионального и местного значения в документах территориального планирования (в случае если они подлежат включению в указанные документы) и в иных отраслевых документах.

1.6. Процесс разработки Долгосрочного плана рекомендуется проводить в рамках следующих этапов, соответствующих разделам Долгосрочного плана:

Этап 1. Обоснование границ городской агломерации.

Этап 2. Анализ социально-экономического развития и прогнозирование развития городской агломерации.

Этап 3. Подготовка перечня мероприятий для включения в Долгосрочный план.

1.7. При разработке Долгосрочного плана рекомендуется использовать расчетную форму "Подготовка долгосрочного плана социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций", размещенную на сайте Минэкономразвития России в разделе "Нормативное обеспечение стратегического планирования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www.economy.gov.ru/material/directions/strateg_planirovanie/normativnoe_obespechenie_strategicheskogo_planirovaniya/) (далее - Расчетная форма).