1.4. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Укрепление финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации, создание механизмов ускоренного экономического развития, обеспечение сбалансированности региональных бюджетов остаются приоритетом бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений. Обеспечены:

- обязательная индексация объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности не ниже прогнозного уровня инфляции (в 2022 - 2023 годах индексация осуществлена опережающими темпами на 5,6% и 8,5% соответственно);

- совершенствование выравнивающего механизма оказания финансовой помощи регионам (предоставление компенсации при превышении критерия выравнивания; введен новый коэффициент, отражающий уровень социальной нагрузки на бюджеты; предусмотрен учет как районных коэффициентов заработной платы, так и сложившегося в регионах уровня доходов от трудовой деятельности);

- увеличение в 2023 году объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для субъектов РФ с высоким уровнем налоговых отчислений с территорий в федеральный бюджет (более 50% налоговых доходов), а также субъектов РФ низким уровнем социально-экономического развития не более чем на 30% от уровня 2022 года, для остальных субъектов РФ - не более 17%;

- сохранение источника дополнительной финансовой поддержки регионов - продлена до 2030 года централизация в федеральном бюджете 1 п.п. ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты;

- установление особенностей зачисления налога на прибыль организаций от бывших участников КГН на переходный период 2023 - 2025 годов: (1) утверждены нормативы распределения таких поступлений и (2) предусмотрена возможность установления дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты в целях адаптации регионов к изменениям в связи с отменой института КГН;

- реализация индивидуальных программ социально-экономического развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития, направленных на повышение их экономического потенциала;

- реализация стратегической инициативы "Инфраструктурное меню", позволяющая направить в регионы преимущественно возвратные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых задач (в 2022 году бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты перечислены в размере 250 млрд рублей 78 регионам);

- дополнительное предоставление в 2023 году бюджетам субъектов РФ специальных казначейских кредитов в общем объеме до 190 млрд рублей в целях реализации инфраструктурных мероприятий;

- предоставление в 2023 году бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств субъектов РФ для достижения национальных целей развития, целей, показателей и результатов национальных проектов и государственных программ Российской Федерации в объеме до 180 млрд рублей.

Начиная с 2022 года развернута расширенная программа переселения граждан из аварийного жилья:

- завершается в ускоренном режиме расселение граждан из аварийного жилищного фонда, отнесенного к данной категории до 1 января 2017 года, за счет расширенного финансирования субъектами РФ;

- сформирована нормативная правовая база предоставления финансовой поддержки регионам (определение порядка предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки регионам);

- предусмотрены условия софинансирования программ из федерального бюджета исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности регионов;

- созданы дополнительные механизмы переселения граждан из аварийного жилья (строительство наемных домов, софинансирование договоров комплексного развития территорий жилой застройки, приведение в пригодное состояние жилых помещений).

С 2023 года в целях повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг стартовала новая программа модернизации коммунальной инфраструктуры, на реализацию которой в текущем году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 30 млрд рублей. Также за счет средств ФНБ в текущем году планируется предоставить публично-правовой компании "Фонд развития территорий" 113 млрд рублей на реализацию проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры.

В целях стимулирования развития городских агломераций и поддержки долговой устойчивости регионов:

- установлены возможности заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, а также предоставления "горизонтальных" субсидий для реализации указанных соглашений;

- созданы финансовые стимулы - расширены права субъектов РФ по установлению дифференцированных нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры;

- установлена возможность превышения предельных показателей государственного долга и дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на сумму привлеченных и использованных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (но не более ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ);

- реализовывается механизм направления в 2021 - 2024 годах средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов (671,4 млрд рублей), ранее предоставленных регионам из федерального бюджета, на объекты инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов, а также расширен механизм списания задолженности на бюджетные кредиты, предоставленные субъектам РФ в 2021 - 2022 гг. для погашения рыночных заимствований (в 2022 г. списана задолженность у 3 регионов в объеме 1,9 млрд рублей);

- для высокодотационных регионов расширен предел превышения государственного долга до 100% утвержденного объема налоговых и неналоговых доходов на сумму инфраструктурных бюджетных кредитов.

Создан механизм предоставления "единой субсидии" субъектам Российской Федерации, направленной на достижение показателей госпрограмм, предполагающий увязку целеполагания федерального и регионального уровня, повышение самостоятельности регионов в выборе средств достижения установленных целевых показателей и сокращение количества трансфертов. С учетом пилотной апробации в 2022 году единой субсидии в рамках государственных программ расширена сфера применения такой субсидии в целях достижения показателей национальных проектов.

В целях реализации мероприятий по развитию Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации:

- закреплена на постоянной основе централизация в федеральном бюджете до 50% норматива зачисления налога на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" с направлением данных средств на цели развития Дальнего Востока и сухопутных территорий Арктической зоны России;

- обеспечивалось направление не менее 7,2% расходов инвестиционного характера государственных программ Российской Федерации на развитие субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

В течение 2022 - 2023 гг. в рамках интеграции новых регионов:

- оказывалась методологическая поддержка по составлению и исполнению бюджета 2022 года, а также при определении подходов к формированию проектов бюджетов на 2023 год;

- установлены особенности интеграции новых регионов в бюджетную, финансовую, экономическую системы Российской Федерации;

- установлен предельный уровень софинансирования расходных обязательств со стороны федерального бюджета для новых субъектов РФ в размере 99%;

В 2022 году сохранилась положительная тенденция профицитного исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ (51 млрд руб.). Объем "собственных" доходов возрос на 13%. Сбалансированному исполнению бюджетов субъектов РФ в условиях разнонаправленной динамики, в первую очередь по сырьевым регионам, способствовал значительный объем остатков средств на счетах бюджетов - 2,3 трлн рублей на начало 2022 года. Данный резерв сохраняется в текущих условиях и составляет 2,6 трлн рублей на начало 2023 года, или 17% от "собственных" доходов регионов. Это создает предпосылки для проведения сбалансированной долговой политики, сохранения безопасного уровня долговой нагрузки.

Повышению финансовой устойчивости региональных бюджетов способствует улучшение структуры государственного долга субъектов РФ - благодаря использованному механизму замещения рыночного долга бюджетными кредитам, рыночные заимствования снизились с 22% (по итогам 2015 года) до 6% налоговых и неналоговых доходов по итогам 2022 года.

00000003.png

Таким образом, создан определенный резерв для сохранения финансовой устойчивости региональных финансов, развития региональной экономики, участия в достижении национальных целей развития.