Методические рекомендации применяются с 1 января 2024 года.

7. Методы ВФА

Методы ВФА применяются уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы в ходе проведения аудиторского мероприятия (например, сбор информации для составления программы аудиторского мероприятия не является фактом применения метода ВФА запроса). При этом они обладают неотъемлемым правом применения любого из методов ВФА, предусмотренных федеральными стандартами ВФА (например, противоречит положениям федеральных стандартов ВФА ограничение методов ВФА в ведомственном (внутреннем) акте, обеспечивающем осуществление ВФА, путем указания на применение только части из них).

Выбор методов ВФА основывается на характере вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, и целях их изучения (например, включение в программу аудиторского мероприятия метода ВФА пересчета при наличии вопроса об оценке корректности расчета прогнозного объема поступлений доходов федерального бюджета). Для изучения одного вопроса возможно применение нескольких методов ВФА (например, использование методов ВФА инспектирования, подтверждения и пересчета для установления соблюдения требований к признанию заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям). Использование методов ВФА, направленных только на получение информации без ее обработки с учетом положений пункта 19 СВФА "Планирование и проведение" о необходимости получения обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств, не осуществляется (например, не применяется для изучения вопроса только метод ВФА запрос).

Федеральными стандартами ВФА предусмотрены следующие методы ВФА:

1) аналитические процедуры - применяется при сравнении данных или взаимосвязей для определения наличия противоречий, в том числе при использовании математических методов для сравнения прогнозных значений с фактическими, или анализе финансовой и нефинансовой информации (например, сравнение объема бюджетных ассигнований на страховые взносы на отчетный и текущий годы при запланированном повышении ставок на такие взносы может свидетельствовать о наличии ошибок при их расчете, если фонд оплаты труда на отчетный и текущий годы не изменился или изменился в меньшей степени, чем указанные расходы);

2) инспектирование:

- изучение и анализ на предмет соответствия нормативных правовых (правовых) актов и ведомственных (внутренних) актов, документов, фактических данных и фактов хозяйственной жизни главного администратора (администратора) (например, изучение установленного ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) порядка расчета расходов на содержание имущества на предмет соблюдения установленных нормативным правовым актом (муниципальным правовым актом) требований к такому расчету);

- осмотр объектов нефинансовых активов (например, для подтверждения фактического наличия объектов основных средств с помощью непосредственного визуального осмотра);

3) пересчет - определение правильности данных при расчете числовых показателей в документах, а в случае автоматизированной обработки информации в информационных системах - для проверки используемых алгоритмов расчетов или применения формул, использованных при расчете данных (например, при расчете начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд);

4) наблюдение - изучение действий субъектов бюджетных процедур при выполнении бюджетной процедуры или операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (например, изучение фактического алгоритма выполнения бюджетной процедуры, не регламентированного ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора). Наблюдение не должно создавать препятствий для выполнения субъектами бюджетных процедур операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и производится именно в момент осуществления ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, но не конкретно для уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы в ходе проведения аудиторского мероприятия. Необходимо учитывать, что подтверждаются действия, которые совершаются непосредственно в момент наблюдения, что не исключает того, что аналогичные действия субъектов бюджетных процедур при отсутствии наблюдения могут выполняться иначе;

5) запрос - применяется для получения необходимых документов, данных, информации (например, применение метода нецелесообразно в случае наличия данных в информационных системах, доступ к которым предоставлен членам аудиторской группы (уполномоченному должностному лицу). Достоверность данных устного запроса впоследствии подтверждается при использовании иных методов ВФА. Возможно направление запросов должностным лицам (работникам) сторонних организаций, но необходимо учитывать возможность получения ответов не на все из них;

6) подтверждение - используется для получения ответа на конкретный вопрос в целях подтверждения фактов, вызывающих сомнение уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы (например, осуществляются ли контрольные действия, направленные на подтверждение полноты заполнения разделов обоснований (расчетов) плановых сметных показателей);

7) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий, направленный на оценку их влияния на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, который осуществляется на протяжении длительного времени - не менее четырех месяцев или на протяжении периода выполнения бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры) в течение текущего финансового года (например, в период ведения бюджетного учета во II квартале и составления бюджетной отчетности на 1 июля текущего года).